Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Испытание... наследством

В Театре «Колесо» состоялась премьера комедии «Примадонны»
24 января, 2011 - 21:05
АНАТОЛИЙ СУХАНОВ (ЛЕО) И ДЕНИС ДРАЧЕВСКИЙ (ДЖЕК) В КОМЕДИИ «ПРИМАДОННЫ» / ФОТО ВИКТОРА ГОМОНА

Впервые пьеса «Примадонны» увидела свет рампы в 2004 году. В Хьюстоне в театре «Аллей» ее поставил сам автор — драматург Кен Людвиг. Комедия понравилась публике и вскоре украсила афиши Бродвея. На русский язык пьесу перевел Михаил Барский специально для подопечных Олега Табакова (пять лет назад режиссер Евгений Писарев поставил «Примадонн» в Московском художественном театре им. Чехова). И вот в Киеве свой взгляд на популярный жанр — «комедию положений» — представил известный режиссер Игорь Славинский, а поскольку он сам прекрасный актер, то выбрал пьесу, где для артистов есть поле для творческого маневра: пошутить, поимпровизировать, даже чуть-чуть повалять дурака на сцене. Кстати, столичные «Примадонны» — это второе обращение Славинского к творчеству Кена Людвига (уже несколько лет с успехом спектакль идет в Крыму — в Драмтеатре Черноморского флота РФ им. Лавренева). Вот только, пожалуй, стоило подсократить текст, т.к. почти три часа играть на микросцене (каминный зал Театра «Колесо» вмещает всего 35 зрителей), где декорации скупы (две ширмочки и пара стульев) и смотреть действие довольно утомительно. Монологи длинны. Хотя актеры их честно выговаривают, но публика откровенно зевает. Ведь не секрет, что рассмешить публику, не опускаясь в пошлость, значительно тяжелее, нежили заставить зрителей заплакать, и не всем режиссерам этот «легкий» жанр по плечу.

В спектакле «Колеса» не все пропорции Игорю Славинскому удалось тонко соблюсти (есть длинноты, когда зрители откровенно скучают), но в целом стилизация под ретро, когда смешное и лирическое сплелись в яркий клубок — все же удалась. Незамысловатый сюжет «Примадонн» дает возможность публике просто отдохнуть, на время забыть о своих проблемах. Искать логику в этой истории — невероятной и забавной — не стоит. Ну скажите на милость, где вы найдете самаритянку-миллионершу (роль Флоренс Снайдер играет Елена Кривда), которая, зная, что в ее доме появились фальшивые племянницы, не выгоняет прочь аферистов-актеров, задумавших получить ее наследство, не сдает полиции, а даже покрывает героев! Оказывается, эта дышащая на ладан старушка, периодически падающая в обморок, — довольно бодренькая дамочка, положившая глаз на доктора Майерса (Сергей Ладесов), который долго и упорно лечит эксцентричную мадам от всяких настоящих и выдуманных болезней.

Действие спектакля происходит в 1950 годы в Америке. Два актера еле сводят концы с концами, колеся по глубинке, играя пьесы Шекспира. Но однажды, имея в кармане всего один доллар и никаких заказов на будущие выступления, на глаза Лео (Анатолий Суханов) попадается газета с сообщением о том, что местная миллионерша перед смертью хочет увидеться со своими родственниками, которых видела еще в детском возрасте. Герой решает, что таким шансом стоит воспользоваться — поправить финансовые дела, уговаривает коллегу Джека (Денис Драчевский) вместе сыграть роли племянников. Актеры начинают строить радужные планы на случай, если их афера удастся — как вдруг узнают, что в доме ждут вовсе не племянников, а племянниц... и что среди наследниц есть еще одна претендентка Мэг (Мария Груничева). Но разве это причина отказаться от задуманного? «Значит, станем девчонками! Актеры мы или нет? Вон сколько реквизитных нарядов есть в чемодане...», — обращается к Джеку предприимчивый Лео. С этого момента спектакль обретает динамизм. Я не знаю, служили ли в армии Суханов и Драчевский (но норматив быстро одеться по тревоге актеры выполняют легко). Анатолий и Денис не просто молниеносно переодеваются, а довольно убедительно из мужчин перевоплощаются в кокеток. Смотреть на мужчин в женском платье и туфлях на каблуках забавно — прием известный (можно вспомнить примеры, ставшие уже киноклассикой: Тони Кертиса и Джека Леммона в «В джазе только девушки», Дастина Хоффмана в«Тутси», Александра Калягина в «Здравствуйте, я ваша тетя!», Олега Табакова в«Мэри Поппинс, до свидания!»...), но в постановке «Колеса» актерам удается соблюсти тонкую грань, не опускаясь до банальности и смеха только ради смеха. Анатолий Суханов и Денис Драчевский даже в рюшах, париках и с яркой помадой на губах все же остаются мужчинами.

Длинноты спектакля компенсируются удачными музыкально-хореографическими вставками, а ради зажигательного рок-н-ролла и многоголосного пения американских шлягеров, исполняемых всеми актерами, занятыми в постановке, все же стоит посмотреть «Примадонн» (хореография Анжелики Борисовой, вокальные номера — Екатерины Тыжновой). Герои этой постановки решили напомнить нам, зрителям, известные шекспировские слова — «жизнь — театр, а люди в нем актеры», и даже тот факт, что провернуть аферу главным героям мешают нахлынувшие чувства к местным девушкам, только подчеркивает приоритет реальности над вымыслом... И еще: ныне на разных телеканалах «звезды» всех мастей и рангов поют и пляшут, и если бы Анатолий Суханов, Денис Драчевский, Мария Груничева, Ольга Лопатна, Елена Кривда, Сергей Ладесов, Олег Коваленко и Александр Дидык приняли участие в одном из шоу, то наверняка победили бы — настолько классно все они танцуют и поют...

Кстати, поклонникам творчества Игоря Славинского сообщаем: ныне режиссер репетирует в Театре «Сузір’я» спектакль по пьесе Алексея Дударева «Ты помнишь, Алеша». В НМАУ им. П. Чайковсого пройдет концертная композиция «Мистерия-хиппи», в основу которой легли произведения Владимира Высоцкого, а на камерной сцене «Театральная гостиная» Театра на Подоле вскоре состоится премьера комедии «Lа bonne Anna, или Как сохранить семью» по пьесе известного французского драматурга Марка Камолетти.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ