Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Украинцам России важно видеть и слышать Киев»

Отсутствие постоянного открытого доступа к адекватной информации об Украине — ключевой фактор эффективной ассимиляционной политики РФ
16 декабря, 2010 - 18:41
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Недавняя ликвидация Федеральной национально-культурной автономии украинцев России (о чем «День» писал в № 217-218 от 26 ноября 2010 года) совпала с визитом в редакцию председателя украинской диаспоры Республики Башкортостан и Республиканского национально-культурного центра «Кобзар» Владимира ДОРОШЕНКО. Пан Владимир родился на Ривненщине, но живет и работает в Уфе — столице Башкортостана уже сорок лет.

То, что культурные и национальные права украинцев в России не обеспечиваются государством на должном уровне, тем более в сравнении с положением украинской диаспоры в западных странах, общеизвестно. Но визит в редакцию «Дня» председателя украинской диаспоры одной из российских республик — случай пообщаться о «наболевшем» с человеком, который находится, так сказать, в системе. Владимир Дорошенко с позиции российского украинца рассказал нам об ассимиляционной внутренней политике, полном отсутствии украинских СМИ. А также о том, как живет 55 тысяч украинцев в четырехмиллионном многонациональном Башкортостане.

— Первые переселенцы с Черкасщины появились в Башкортостане 375 лет назад, но масштабная волна эмиграции была во время Столыпинской реформы. В Башкортостане еще сохранились поселения этого периода — некоторые села Степанивка, Золотоножка, Санжаривка, Казанка, Шаривка отметили свои столетние юбилеи. Другая большая волна эмиграции имела место во время Второй мировой войны. В Уфу с Украины были эвакуированы Союз писателей, заводы. Кстати, в следующем году исполняется 65 лет со времен эвакуации. Мы хотим поднять эти материалы. Ведь тесные контакты с местной интеллигенцией имел Павло Тычина, здесь определенный период времени жили Максим Рыльский, Петро Панч.

Республика Башкортостан — чуть ли не единственная в России, которой присуще относительно лояльное отношение к национальным меньшинствам. По-видимому, лишь в Башкортостане наряду с русскими функционируют татарские, чувашские, марийские школы. Украинских — нет, но имеем семь школ с изучением украинского языка — четыре общеобразовательные и три воскресные. Причем, это муниципальные школы с полным штатом учителей. В нашей республике есть своеобразный «эксклюзив» в национальной политике: каждая национальность имеет свой историко-культурный центр. Он размещается в местах компактного поселения ее представителей. Украинский Республиканский национально-культурный центр «Кобзар» находится в селе Золотоножка. В этом же селе функционирует единственная в России школа, где все ученики изучают украинский язык.

Но, несмотря на относительно «мягкий» национальный климат в республике, украинских сел становится все меньше. Когда-то здесь были целые анклавы сел, а теперь таких, которые можно назвать украинскими опорными пунктами, осталось в пределах десятка. Причина — в быстрой ассимиляции, как объективной, так и субъективной. Украинские села почему-то определяются как неперспективные и присоединяются к башкирским или татарским селам.

— То, что культурные права украинцев России нормально не обеспечиваются — общеизвестно. Но все же, как украинец России, скажите, каким является положение украинского нацменьшинства в сравнении с русским в Украине?

— Как я уже говорил, общегосударственная политика направлена на ассимиляцию национальных меньшинств. В Башкортостане, несмотря на все проблемы, — ситуация одна из самых лучших. Я сочувствую многим другим украинским региональным организациям России. Если бы украинцы в России имели хотя бы сотую долю того, что имеют русские в Украине, ситуация была бы совсем другой. Прежде всего, для украинцев в России важно видеть и слышать Киев. Это была бы для нас огромная духовная поддержка. Когда работники национально-культурного центра «Кобзар» приезжают в село, разговаривая на украинском языке, — оно оживает. Старшее поколение до сих пор неплохо разговаривает на родном языке. Наши ученики принимают участие в конкурсе им. Петра Яцыка. Я везу им с Украины полсотни дипломов за 2009 год. Хотя работать с молодежью непросто. Основная работа проводится на базе школ. Но то, что у нас нет украинской прессы, радио, телевидения, безусловно, играет ключевую и негативную роль.

— Интересуются ли украинцы Башкортостана событиями, происходящими в Украине?

— Безусловно. И очень проникаются ими. Например, в 2004 году у нас тоже был подъем. Нужно сказать, что российские СМИ не очень балуют нас информацией. Если мы ее получаем, то лишь негативную.

— А каким способом вы получаете более объективную информацию?

— Через интернет. А затем отвечаем на вопросы тех, у кого нет к нему доступа. Но понятно, что этого недостаточно. Также, каждый год группа детей из Башкортостана приезжает в международный лагерь, который проводит управление образования Львовской области. О Западной Украине у нас информации крайне мало, а если и есть, то сплошной негатив. Поэтому дети, увидев настоящую Западную Украину, возвращаются из лагеря с абсолютно другим мировоззрением. Ситуацию в республике мог бы изменить нормальный доступ к украинским СМИ, в частности, телевидению. Но нынешняя российская политика по отношению к национальным меньшинствам — не случайна. Возможность публичного доступа к украинскому слову на общегосударственном уровне для Москвы — неприемлема. Те преимущества, какие мы имеем в Башкоторстане, есть у нас не благодаря политике Москвы, а вопреки ей. Даже Ассамблея народов России — абсолютно фиктивное учреждение.

— Учитывая относительно благоприятную культурную атмосферу в Башкортостане, чем занимается национально-культурный центр «Кобзар»?

— Центр — это организация, представляющая всех украинцев Башкортостана. На базе центра проводятся и республиканские мероприятия, и украинские культурные события. Например, в Башкортостане недавно был праздник, который называется шинжере (на украинском — родословная). Среди украинцев есть семьи, семейное дерево которых насчитывает несколько поколений. Во время праздника они расписывают свою историю. Семейное дерево одного из украинцев заняло площадь длиной шестнадцать метров. Мы организуем фестивали украинской культуры в Башкортостане. У нас есть шесть фольклорных вокальных ансамблей, исполняющих украинские песни. Очень интересное старшее поколение украинцев, которое, к сожалению, уходит. Они активны, инициативны. Например, хор «Кобзар» и ансамбль «Червона калина» из Санжаривки ездили с концертами на Полтавщину — оттуда их корни.

На базе нашего центра мы раз в два года проводим Всероссийский семинар по изучению предметов украиноведческого цикла, куда приглашаем профессоров из Киева, Львова, приезжают преподаватели из Нежина, Херсона, Чернигова. А 26 февраля состоялся Шестой съезд украинцев Башкортостана, участие в котором приняли поэт Дмытро Павлычко, директор Международного института образования, культуры и связей с диаспорой НУ «Львовская политехника» Ирина Ключковская.

— Поддерживают ли украинские общины из разных городов и федеральных республик связь между собой?

— Лидеры региональных обществ являются членами совета Объединения украинцев России. Хотя в последнее время произошел раскол украинского движения. С принятием Закона о национальных меньшинствах был затронут вопрос, чтобы все региональные организации перерегистрировались в федеральные национально-культурные автономии. Предполагалось их финансирование из государственного бюджета. Хотя финансирования так и не было. Часть украинских организаций перерегистрировались в ФНКУ (мы перерегистрацию не проходили). Недавно, как известно, Верховный суд России ликвидировал федеральную национально-культурную автономию украинцев. Осталось лишь Объединение украинцев в России, но у нас нет лидера. Поэтому украинское движение в России разбито полностью.

— Ваш приезд в Украину совпал с Мемориальной неделей, во время которой украинцы традиционно почтили память жертв голодоморов и политических репрессий. Помнят ли украинцы Башкортостана об этих трагических событиях?

— К 75-й годовщине Голодомора проводилась всемирная акция «Незгасима свіча». Мы также готовились к ней. Но Россия на государственном уровне отказалась принимать участие в акции. Нам тоже, мягко говоря, порекомендовали ее не проводить. Я лишь поехал в Казахстан за свечой, потому что Оренбург вообще отказался принимать участие в передаче свечи, которая из Казахстана шла в Россию. То есть уже были разработаны этапы акции — все прекратилось в последний момент, поскольку государство было против участия в акции. Но так как мы готовились к ней, то показали часть программы на семинаре по совершенствованию изучения предметов украиноведческого цикла, в котором принимали участие гости с Украины. На следующее утро у нас был переполох, звонки и т. д. Обычно в узком кругу мы вспоминаем, обсуждаем те события, но провести в России широкомасштабную акцию, чтобы почтить память жертв Голодомора фактически невозможно.

P.S. Главный редактор газеты «День» Лариса Ившина подарила для национально-культурного центра «Кобзар» книги из «Библиотеки газеты «День»: «Украина Incognita», «Две Руси», «Ваші мертві вибрали мене» и «Фотоальбом» по следам фотовыставок газеты «День». Это способ, при помощи которого редакция газеты может, в известной степени, помочь украинцам Башкортостана узнать больше адекватной информации об Украине.

Виктория СКУБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ