Инициативу одесских дальнобойщиков, которые не так давно перекрыли трассу Одесса-Киев, решили продолжить моряки. Беспрецедентную акцию протеста — перекрыть судами Дунай — готовы провести в ближайшее время моряки Украинского Дунайского пароходства в знак протеста против массовых увольнений и задержек с выплатой зарплаты морякам и докерам. И все это в преддверии открытия полномасштабного судоходства на канале национального значения Дунай — Черное море! Об этом сообщил сотрудник пароходства — депутат горсовета Измаила Виктор Коноваленко, уточнив, что к такому решению пришли капитаны теплоходов и старшие механики УДП во время встречи с депутатской комиссией горсовета Измаила, созданной для изучения ситуации на этом городообразующем предприятии. Убытки пароходства по состоянию на 1 марта составляют 62 млн. гривен, задолженность по заработной плате — свыше 2,6 млн. грн. «И в этой ситуации транспортное ведомство, возглавляемое Иосифом Винским, не предлагает никаких путей выхода из кризиса, кроме сокращений плавсостава. Например, уже в апреле намечено избавиться от 850 работников УДП», — отметил Виктор Коноваленко. Во время рассмотрения вопроса об экономической ситуации в пароходстве на последней сессии Измаильского горсовета было предложено передать пароходство из государственной собственности в коммунальную. Сессия поддержала предложение и сформировала комиссию, которой предложено разработать совместно с представителями трудового коллектива соответствующее обращение к министерству и правительству.
Из-за отсутствия надлежащего реагирования со стороны министерства «Совет директоров Измаила» также принял обращение к руководству Украины и Одещины, в котором, в частности, идет речь о том, что Украинское Дунайское пароходство искусственно доводят до банкротства. В настоящий момент предприятие уместно сравнить с «Титаником», который тонет при наличии утвержденной государственной комплексной программы развития Украинского Придунавья, в которой УДП посвящен целый раздел.
Между тем, назначенный Министерством транспорта новый президент пароходства Вадим Сухоненко намеревается решать кризисные вопросы простым путем — продавать суда на утиль, чтобы рассчитываться с долгами по зарплате. Впрочем, председатель комитета УДП Олег Широков все же таки надеется, что до перекрытия судами дунайской магистрали дело не дойдет. «Пароходство доведено до плачевного состояния, — говорит Олег Широков. — Суда выводят в отстой, из трех тысяч моряков занято менее 300 работников. В этой ситуации все может случиться, поскольку люди не удовлетворены политикой Минтранса, который, в сущности, отвернулся от Украинского Дунайского пароходства».
КОММЕНТАРИЙ
Вадим СУХОНЕНКО, президент ОАО «Украинское Дунайское пароходство»:
— Протест моряков вполне обоснован. Заработанные ими деньги идут на содержание флота, который уже давно пришел в негодность, а мы обязаны поддерживать его безопасность, чтоб он просто-напросто не утонул. В этом смысле возмущения моряков я понимаю и разделяю. Как вариант, обсуждалось перекрытие реки. Но это невозможно ни теоретически, ни практически. У Дуная особый статус — это пограничная и международная зона. Просто так выйти и перекрыть реку им не дадут пограничники, да и мы как руководство на это санкцию никогда не дадим.
Но проблемы есть, и их действительно надо решать. Государство должно немедленно принять меры, чтоб помочь пароходству. Давно накопленные проблемы обостряются на фоне экономического кризиса. В этом смысле мы, как и весь трудовой коллектив, солидарны. Надо обращаться ко всем органам власти. Вопросы дунайского судоходства, которые не решались годами, надо, наконец, решить. Но перекрытие реки — это, еще раз повторяю, не выход.
К моему большому сожалению, непростая ситуация в пароходстве рассматривается некоторыми маргинальными представителями местного депутатского корпуса только как возможность попиариться для получения дивидендов и повышения своих рейтингов. Отсюда заявления о том, что моряки готовы перекрыть Дунай из-за долгов по зарплате, о грозящих увольнениях и о необходимости передачи УДП в коммунальную собственность. При этом сами моряки владеют ситуацией и прекрасно осведомлены о судьбе тех активов, которые передаются в коммунальную собственность. Пусть депутаты займутся наведением порядка в детских садах, больницах и на рынке. Что касается необходимости увольнений, то этот вопрос, как говорится, уже перезрел. Сегодня 600 человек плавсостава зарабатывают деньги, которые идут на зарплату 3 400 других работников пароходства. И все осознают, что такое положение вещей не может продолжаться вечно. Десять лет назад надо было приводить структуру управления и численность управленцев в соответствие с реальным положением дел. Другое дело, что запас прочности, сформированный еще в советские годы, обеспечивал видимость благополучия. В последние годы на руку играла и благоприятная ценовая конъюнктура на фрахтовом рынке. И только неисправимый идеалист не заметит, что проблемы пароходства носят долговременный и системный характер, и их «с кондачка», как бы некоторым ни хотелось, решить нельзя.
Также отмечу, что если представители местного депутатского корпуса так хотят порулить УДП, у них такая возможность была — в течение года дважды объявлялся конкурс на замещение вакантной должности президента пароходства. Я думаю, это была прекрасная возможность заявить своего представителя, представить программу своей деятельности и победить в честной борьбе. Правда, я думаю, что сам вопрос выдвижения единого кандидата стал бы серьезным испытанием для людей, которые часто руководствуются поиском личной выгоды.