По данным Всемирной Организации Здравоохранения, ежегодно в мире от ДТП погибает свыше миллиона людей. Прогнозы ученых неутешительны — в ближайшие 20 лет, если ситуация не изменится, эта цифра вырастет на 65%. То же касается количества дорожно- транспортных происшествий на наших дорогах — количество несчастий на дорогах непрестанно растет, а масштабы травматизма вследствие ДТП в Украине значительно опережают аналогичные показатели большинства стран мира. Главными причинами аварий являются отсутствие культуры вождения, элементарное незнание правил дорожного движения и некачественные дороги, считают специалисты.
Одним из основных факторов риска является отсутствие навыков вождения именно у молодых водителей. К таким выводам пришли инициаторы обсуждения причин ДТП в Украине — представители ЗАО «Украинский Страховой Дом» и Общества содействия обороне Украины. По их мнению, этот вопрос уже давно должен приобрести общегосударственное значение — как это принято в развитых странах.
«Следует немедленно менять учебные программы для водителей. Те программы, которые существуют сегодня — это программы, которые действовали еще «за царя Гороха», — убежден Президент Ассоциации автомобильных школ Украины Мирон Бандровский. — Сейчас изменились и транспортные средства, и люди. Сегодня в школах учат вождение на моделях, которые уже сейчас почти не используются: ГАЗ-53, КАМАЗ, ВАЗ (которые в народе называют «копейками»). Еще один недостаток — это не совсем доскональное изучение безопасности дорожного движения. Нам нужно внедрить в автошколах тренировку слушателей по психофизиологическим параметрам. Также в учебных программах, действующих нынче в автошколах, отсутствует такой важный и фактически незаменимый параметр, как парковка. Хотя, известно, школы учат своих курсантов правильно парковаться, потому что жизнь вынуждает к этому».
По мнению начальника Центра безопасности дорожного движения департамента ГАИ МВД Украины, полковника Василия Зайченко, одна из главных причин такого большого количества ДТП в Украине — несовершенство законодательства. У водителей есть возможность избегать ответственности за нарушение правил дорожного движения. «Один водитель микроавтобуса 8 раз задерживался в Житомирской области за вождение в нетрезвом состоянии и 8 раз он обходился предупреждением. Такие случаи являются недопустимыми», — считает полковник милиции.
В Европе штрафы за нарушение на дорогах составляют 20— 25 евро соответственно, и автомобилисты соблюдают правила дорожного движения, отмечают эксперты. В качестве примера приводят Германию, где транспортный поток двигается довольно быстро за счет соблюдения правил. А что у нас? В больших городах — постоянные пробки и ДТП, пренебрежение правилами, потому что стоимость штрафа за нарушение равно стоимости пяти литров бензина.
Еще одна наша беда — дороги. Они строились во времена СССР и не выдерживают современного потока машин. Эксперты отмечают, что пробки на улицах больших городов не только раздражают пассажиров, но и часто являются причиной аварий. Например, 100 эвакуаторов, действующих в Киеве, не способны справиться со всеми машинами, блокирующими движение транспорта. Однако чем дорога шире и чем лучше у нее покрытие — тем больше ДТП, ведь большинство аварий случаются именно из-за превышения скорости.
Чтобы уберечь человеческие жизни от автомобильного нашествия (количество авто на украинских дорогах ежегодно растет), по мнению Василия Зайченко, следует принять новый закон и предусмотреть в нем более жесткие меры наказания, в частности, увеличение штрафов за нарушение правил дорожного движения приблизительно в 5 раз. А чтобы обезопасить мирных пешеходов и водителей, пока приходится ожидать новой сессии Верховной Рады.