Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Война, которая продолжается

31 марта, 2006 - 20:23
ВЕРНУТЬСЯ ИЗ ПРОШЛОГО НЕ ТАК УЖ ПРОСТО... / ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

«В дискуссии про ОУН—УПА, продолжающуюся уже не один год, до сих пор, по-моему, так и не оговорено самое главное: что вызывает в нашем обществе противоположные оценки этого исторического феномена. Фактически граждане разделились на два лагеря. Причем представители одного лагеря называют ветеранов ОУН—УПА изменщиками, а представители другого, наоборот, называют их героями, борцами за свободу Украины. В чем же дело? Я думаю, что все дело в проблеме самоидентификации», — так Владимир Яворский определил одну из ключевых проблем этой наболевшей темы (см. №211 от 16 ноября 2005 г.), к которой «День» возвращался неоднократно. Автор письма, которое мы предлагаем вашему вниманию и которое пришло в редакцию газеты еще накануне выборов (а во время их проблема статуса вояков ОУН—УПА используется так же активно, как и языковая проблема), занял своеобразную позицию. С одной стороны, он осуждает методы, которые использовали вояки ОУН—УПА, говорит о том, что государство не должно вмешиваться в процесс примирения их с ветеранами Советской Армии. С другой, говорит об «опыте непротивопоставления», о том, что не нужно «раздувать пожар», то есть фактически речь идет о том, чтобы не акцентировать внимание на этой теме вообще. Насколько приемлем и возможен такой компромисс? «День» надеется, что ознакомившись с письмом автора из Днепропетровска, читатели предложат свои ответы на этот вопрос.

В прошлом году человечество отметило шестидесятилетие победы над фашизмом.

Особенностью праздничных торжеств в Украине было стремление руководства страны, прежде всего Президента Виктора Ющенко, реализовать идею примирения ветеранов Великой Отечественной войны и бывших воинов Украинской Повстанческой армии.

В то же время, надо признать: примирение не состоялось. Кажется, что пропасть между разными ветеранами одной и той же войны не уменьшилась, а увеличилась.

Кое-кто с очевидным упрямством полагает, что принципиальных причин непримирения между воинами УПА и бойцами Советской Армии не существует: мол, те и другие проливали кровь за одно и то же — за независимость Украины.

Однако, если бы все было так очевидно, то проблема примирения уже давно рассеялась бы как утренний туман. Важно понять: если воевали под разными знаменами, то, следовательно, воевали за разное? И тут надо исходить из того, что история такова, какова она есть, и ее уже не изменить. Некоторые современные летописцы пытаются представить события Великой Отечественной войны исключительно с точки зрения нынешнего положения суверенной Украины, вырывают их из контекста реалий международной жизни того времени. К сожалению, это — ложный путь, путь, как показывает практика, ведущий не к единству общества и примирению участников тех грозных сражений, а, наоборот, к разочарованию и еще большему отчуждению.

Дело ведь в том, что историю прошлого, события великие или трагические, праведные или недостойные нельзя рассматривать только с позиции политической целесообразности.

Сегодня речь идет о концептуально новой трактовке военной и послевоенной украинской истории, да и не только украинской. Но дело-то в том, что для советского человека, независимо от его национальности или от того, в какой союзной республике он тогда жил, Великая Отечественная война от ее первого и до последнего дня была справедливой и освободительной. И все, кто находился по другую сторону окопов, становился его непримиримым врагом, которого следовало победить.

Для миллионов украинцев — воинов Красной армии и партизан, а также тех, кто невероятно тяжелым трудом в тылу обеспечивал победу над фашизмом, — это была война за свое Отечество — Советский Союз, неотъемлемой частью которого была Украина, в том числе и та ее часть, которая в 1939 году тоже стала нашей, украинской территорией.

К слову, без исторического присоединения западных земель к СССР эти территории были бы беспощадно растоптаны немецкими сапогами, как это и случилось с первой жертвой фашизма — Польшей. Ее национальная трагедия известна каждому. Ее спасение советскими войсками тоже известно каждому. Только сегодня кое-кому и тут хочется многое пересмотреть, перелицевать. Бесспорно одно — оценить по достоинству великий подвиг советского солдата не может только тот, кто этого не хочет. К сожалению, таких «прозревших» не становится со временем меньше...

Говорят, что история Украины в Великой Отечественной войне противоречива. Но это, как говорится, с какой колокольни смотреть. Да, была куда меньшая часть украинцев, в силу непростых исторических причин видевшая иначе свое место в Великой Отечественной войне, да и, если им будет угодно, в советско-немецкой войне.

Но предметного разговора заслуживает вопрос стратегии и тактики вооруженных сил ОУН— УПА, прежде всего в годы Великой Отечественной войны. Как убеждают нас некоторые идеологи, Украинская Повстанческая армия долгое время не могла окончательно определиться — против кого ей в первую очередь надо воевать — немцев или советских войск....

Но потом уточнили: УПА не воевала против частей Советской Армии, а боролась против советско- компартийной администрации, сталинского режима. Что ж, можно и так квалифицировать те события, но в реальной жизни УПА сражалась с народом — рабочими и крестьянами — простыми гражданами Украины, Казахстана, Грузии, Молдавии, Белоруссии, Узбекистана... И в этом кровавом противостоянии неоправданно сложили головы тысячи людей с обеих сторон.

Советское командование было вынуждено оставлять крупные военные подразделения на территории западной Украины, не используя их в тяжелых боях за освобождение Европы. Так способствовали ли действия УПА победе СССР и в целом антигитлеровского блока над фашизмом или нет? На мой взгляд, УПА серьезно затруднила освободительную миссию Красной армии.

УПА как военная организация прекратила свое существование в 1949 году, но ее отряды, а также остатки дивизии «Галичина», войдя в различные националистические вооруженные группы ОУН, продолжали действовать почти до середины 1950-х годов. По приказу командиров ОУН—УПА были осуществлены тысячи диверсионных актов — уже совершенно бессмысленных как с военной точки зрения, так и с морально-политической. Наверное, нет точной статистики, сколько от их рук погибло в послевоенное время врачей, агрономов, учителей, направленных на работу в западные области Украины. В чем была их вина?

Прискорбно, что эти кровавые деяния не получили всесторонней и критической оценки и в материалах рабочей группы историков при правительственной комиссии по изучению деятельности ОУН и УПА (с ее выводами я ознакомился, когда тезисы настоящей статьи уже были подготовлены).

Говорят, что если уроки истории не освоены, они неизбежно повторятся, а те, кто оправдывает кровавые методы борьбы, рано или поздно сами могут взяться за оружие. И что вы думаете, созвучные нотки, к сожалению, звучали на площадях некоторых наших городов в дни празднования шестидесятилетия Победы, да и в телемарафонах. Отдельные представители молодежи заявляли о своей готовности пройти путь УПА.

Жаль, но никто в стране официально не отреагировал на эти горячие заявления, может быть и кем-то необдуманные. Однако нам следует все предпринять, чтобы идеи насилия — даже ради праведной цели — никогда не витали в воздухе. Необходимо все сделать, чтобы проблемы между разными ветеранами Второй мировой войны не передались их детям, внукам и правнукам.

Если мы говорим о необходимости консолидации нашего общества, то всем нам надо набраться величайшего мужества и огромной политической воли, чтобы как крайние националистические проявления, так и все то нечеловеческое, что было от сталинского режима, его преступлений, навсегда осудить, и на этой основе побрататься, понять друг друга и вместе идти дальше.

Если этого сделать нельзя, то и не надо административным путем принуждать воинов-фронтовиков, спасших мир, в том числе и западные земли Украины от фашистской чумы, примиряться с воинами УПА. Да и живучие амбиции повстанцев, думаю, не позволят им обнять своих ровесников — бойцов Красной армии. Все помнят, как Президент Украины Виктор Ющенко стремился достичь «национального примирения». Но противоборствующие стороны не поддались его уговорам.

Конечно, нельзя не согласиться с Виктором Андреевичем Ющенко, что противоречия в прошлом, которые и сегодня разъединяют нацию, надо бы оставить для истории. Увы, только с этим, а не с предлагаемыми им шагами, которые должны были сделать участники боевых действий навстречу один одному.

Мне понятно стремление Президента страны примирить непримиримые стороны. Думаю, что Виктор Андреевич имеет моральное обязательство перед многими жителями западной Украины относительно реабилитации бывших воинов УПА. Именно они практически единодушно поддержали его на президентских выборах. Как говорится, слово надо держать. Только таким ли путем следует идти? Конечно, можно на государственном уровне признать борьбу ОУН— УПА законной. Но эти действия, как мне представляется, будут формальными потому, что никогда солдат, повергший фашизм и принесший свободу народам Европы, в том числе и Украины, не станет ни у кого просить прощения. И пора понять, господа, что без той Победы в 1945-м не было бы сегодня и суверенной Украины. Что именно им, живым и мертвым той страшной войны, надо низко поклониться. Да нет, оказывается, что они чуть ли не оккупанты галицких земель (по мнению нынешних радикалов). Вот так-то! Довоевались, договорились! К слову, многие из ветеранов Красной армии, ныне жителей Украины, вовсе не воевали на западноукраинских землях, не сходились в боях с повстанцами, а били фашистов на других фронтах.

Множество больших и малых солдатских могил разбросано по европейским землям. Везде к ним проявляется заботливое отношение и человеческое отношение. Бесспорно, за этим — преклонение перед великим подвигом советского воина-освободителя. Но поедьте вы к нам, в западные регионы Украины. Возлагают ли там венки славы к монументам и скромным обелискам? Увы, уже далеко не везде...

Но знает мудрый солдат, что только общими усилиями нации можно выйти на новые рубежи, создать достойные условия для жизни всех, в том числе для тех, кто воевал когда-то по разные стороны баррикад. И не хочет междоусобицы, и не делит он украинцев по политическим или иным соображениям. И любит он Украину не меньше воинов УПА, многие из которых укоренились далеко за ее границами и не спешат к своей матери — Украине, в трудный час ее обустраивать.

Да что там говорить — больше любит свою землю тот, кто больше делает ей добра. И не важно кто он — украинец или русский, поляк или еврей, проживает ли на востоке или западе Украины. Все мы — украинский народ. Главное — чтобы наши помыслы и дела служили единству нашей этнической и политической нации, ее стабильности и процветанию. На этой основе и надо брататься.

Будут ли на государственном уровне реабилитированы бывшие воины УПА? Думаю, что да. А как же с прошлым? Вопрос крайне непростой. Да, в мире есть случаи, когда ранее враждующие стороны достигали примирения. Так было в Испании, Финляндии, Польше. Но там была совершенно иная ситуация. У нас же она крайне сложная и неоднозначная.

Так что же все-таки делать? Осмелюсь утверждать: государство не должно вмешиваться в эту «войну». К слову, сознательно реанимированную и безмерно раздутую в последние годы определенными политическим силами.

Ведь у нас был проверенный годами опыт непротивопоставления украинцев друг другу по старым политическим отличиям. Прежде всего — не надо искусственно раздувать пожар. На мой взгляд, задачу примирения надо отдать самим сторонам. Если они на ветеранском уровне договорятся — это будет самый лучший вариант решения проблемы. Не договорятся — значит нельзя договориться, и не надо, как говорится, ломиться в открытые двери.

Сегодня в живых осталось совсем немного ветеранов Второй мировой войны. Все они в довольно почтенном возрасте, при неважном здоровье и плохом материальном достатке. Давайте поступим по-человечески: обеспечим им более или менее достойную в социальном и материальном плане жизнь. Пусть они порадуются тому, что их дети и внуки не находятся по разные стороны окопов, не стреляют друг в друга, а все заняты дружной работой по обустройству Украины, за которую они, старые солдаты, боролись когда-то по-своему.

А. КАРПЕНКО г. Днепропетровск
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ