Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

С праздником, Учитель!

30 сентября, 2005 - 20:29

Какими будут долгие годы учебы, какими они останутся в памяти молодого человека, в огромной степени зависит от того, кто в начале пути уверенно и по-дружески поведет за руку, а затем поддержит и подскажет, научит не сдаваться трудностям и отдавать отчет за проявленную инициативу и самостоятельность. Кто покажет звезды и солнце, призывая к свету и теплу в человеческих взаимоотношениях, в каждой живой душе. Это зависит от УЧИТЕЛЯ!

В жизни мы постоянно попадаем в ситуации, из которых непросто выйти без мудрого совета, доброй подсказки. А значит, Учитель — это тот, кто лучше, умнее, добрее. У него больше знаний, умений и опыта. Но самое главное — он выше по духу. Не по статусу, не по ступени на административной лестнице, не по количеству подчиненных, денег, связей, машин, квартир и драгоценных побрякушек. Не по красноречию и мастерству производить «приличное» впечатление. А по высоким душевным качествам.

Учителя отличает внутренняя уверенность, что он должен и не может быть иным, как тем, через которого проходит возвышенное к сердцу воспитанников, кто призван указать им светлую дорогу в жизни.

Бытует мнение, что учитель (особенно школьный или преподаватель вуза) должен лишь транслировать знания, совершенствовать свое ораторское мастерство, делать так, чтобы ему внимали, что называется, открыв рот, глаза и уши. Однако это не совсем так. Воспитатель призван не только сам говорить, но и слушать своего воспитанника, устанавливать с ним, как говорят психологи, «обратную связь». Как это делал, например, Сократ. Он сначала понуждал говорить своих учеников, а затем уже говорил сам. Разделяя эту идею, М. Монтень размышлял так: «Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но смысл и самую суть его, и судит о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни...» В том смысле, насколько преподнесенные знания «переварились» сознанием ученика, сколь стали полезны для его ума, сердца и души. И уже на созданной почве возможно усвоение воспитанником новой порции знаний. «Если кто изрыгает пищу в том самом виде, в каком проглотил ее, — образно завершает свою мысль философ, — то это свидетельствует о неудобоваримости пищи и о несварении желудка. Если желудок не изменил качества и формы того, что ему надлежало сварить, значит, он не выполнил своего дела». Стало быть, учитель не справился со своей задачей, не оправдал своего имени и назначения.

Учитель призван служить ученикам, а не повелевать ими и заглушать собственным авторитетом их способность к творческому саморазвитию. Восточная мудрость гласит: «Учитель может только указать Путь». Каждому в какой-то точке жизненного пути нужен пастырь.

Последнее время приходится слышать, что молодежь должна учиться преимущественно для того, чтобы получить престижную, перспективную специальность, обеспечить себе безбедное житье-бытье (например, изучать и совершенствовать английский, чтобы стать дипломатом, переводчиком в известной фирме, получить прибыльное место за границей и пр.). Главное, дескать, идти в ногу со временем, не отставать от прогресса, быть не хуже других. И родители подбирают специалиста, который глубже знает, лучше умеет, больше может. Однако при этом как бы уплощается (игнорируется) значимость духовного роста ребенка, проблема взаимопонимания между учителем и учеником. Такие вопросы, как: «Добрый ли учитель моего ребенка?», «Могу ли я доверить учителю душу сына или дочери?», «Какой путь в жизни способен подсказать детям их учитель?» — все чаще, к сожалению, становятся немодными.

«Зачем, — скажет некто, — детям душа учителя, когда им нужны знания?», «О какой доброте и внимательности к каждому ученику можно говорить, если в классе 35 человек?», «Зачем ждать от учителя исключительности при его низкой зарплате в наше сложное время?» Подобные вопросы задают люди, не способные или не желающие заглянуть в будущее, забывшие о нетленных ценностях, не подвластных времени и не зависящих от обстоятельств нашей жизни. А ведь это — ориентир, к которому нужно стремиться всегда. В противном случае страдают дети. Они не смогут в будущем стать настоящими учителями для своих собственных детей, обрекают себя на скорбь от их бездуховности. Ведь учителя — это не обязательно те, кто работает в учебном заведении. Учителем может стать отец, мать, коллега по работе, даже случайный спутник, один-единственный урок которого надолго остается в памяти и в сердце.

Человеку свойственно идеализировать кого-то, особенно в юности. Все свои понятия о совершенстве он переносит на определенную личность, в которой видит осуществление своих идеалов. Не так уже редко таким идеалом юных становится школьный учитель. И спустя годы, повзрослев, его ученики говорят: «У меня был Учитель!» А когда дочка подрастет и станет подолгу задумываться о своем призвании, мама вспомнит свой опыт и тихо скажет: «Учи детей прекрасному, доброму, вечному. Чтобы никогда в нашем мире не иссяк источник совершенной любви, никогда не погас огонь высоких человеческих чувств». И старая истина, помолодев, станет жить после нас, в грядущих поколениях...

Татьяна ГУРЛЕВА, психолог, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ