Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Собака на сене»

Почему десятки памятников архитектуры остались бесхозными
1 сентября, 2005 - 20:45
ПОХОЖЕ, О СТОЛЬ ЛЮБИМОМ КИЕВЛЯНАМИ «ШОКОЛАДНОМ ДОМИКЕ» ВЛАСТИ ПОЗАБЫЛИ. УНИКАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ НЫНЧЕ РАЗРУШАЕТСЯ / ФОТО АЛЕКСАНДРА КОСАРЕВА / «День»

Укаждого здания, как и человека, — своя судьба. Кому-то удается всю свою жизнь пребывать в достатке и благополучии, другим же, даже несмотря на прежние заслуги и «родовитость», старость приходится коротать в одиночестве и нищете. К сожалению, такая доля сегодня уготована многим старинным зданиям Киева, которые некогда были украшением города и по сей день остаются подлинными свидетелями его славной истории. Даже в самом центре столицы рядом с представительными правительственными зданиями есть немало заброшенных старых построек, которые скорее напоминают развалины, нежели объекты, почетно именуемые «архитектурные памятники Национального значения». Чего стоит, к примеру, внешний вид некогда четырехэтажного сооружения во дворе жилого дома по Большой Житомирской, 34: на его крыше уже выросли деревья... И это в «суперохранной» исторической зоне неподалеку от Львовской площади! По словам местных жителей, этот дом уже лет двадцать как пустует, зияя черными дырами окон, и является отнюдь не самым приятным соседом.

К счастью, буйной растительностью дом по улице Шелковичной, 17/2 пока еще не покрылся. Киевляне любовно прозвали его «шоколадным домиком» за темный цвет кирпича, из которого он построен. Однако сегодняшнюю жизнь «шоколадного домика» сладкой никак не назовешь: это здание уже более десяти лет формально находится на реставрации, но фактически заброшено. Сей факт не мог не сказаться на его состоянии — выглядит домик просто удручающе. И это вызывает еще большее изумление на фоне весьма респектабельного соседства: рядом с домиком обосновались Верховный Суд Украины и Фонд Кучмы…

Между тем, в ценности этого архитектурного объекта сомневаться не приходится. Здание было построено для барона Инскюля Гильденбрандта в 1901 году по проекту известного киевского архитектора Владимира Николаева. Он же является автором дома Купеческого собрания, где ныне расположена Национальная филармония, бывшей усадьбы семьи Терещенко, в которой сейчас находится Музей Русского искусства. С участием В. Николаева завершалось строительство Владимирского собора и здания Национальной оперы. Среди работ известного зодчего — и трапезная церковь Киево-Печерской лавры, и звонница Троицкого монастыря, и еще 18 храмов, которые сегодня, к сожалению, утрачены. Именно этот талантливый архитектор в свое время, по определению современников, создал в Киеве «целый новый город».

«Шоколадный домик» считается одним из лучших его сооружений. Помимо архитектурного решения здания в целом, здесь очень интересные интерьеры: они выполнены в разных стилях, но при этом очень гармоничны. Сохранилась изящная лестница и частично авторская роспись стен. После пролетарской революции бывшие апартаменты барона занимали партийные лидеры, а в 1934 году по проекту архитектора Павла Алешина здание было реконструировано. Позднее более двадцати лет в этом доме находился Дворец бракосочетания, именно отсюда «храм любви» переехал в известное новое помещение. Вероятно, еще и поэтому «шоколадный домик» так дорог коренным киевлянам, многие из которых провели здесь самые волнующие минуты жизни.

Однако в конце 1980-х благополучие старинного особняка пошатнулось. Как рассказывает заместитель главы городского Совета Украинского общества охраны памятников истории и культуры Людмила Афанасьева, здание было решено отдать под детскую картинную галерею при Главном управлении культуры. Однако специалисты признали это нецелесообразным. Члены научно-методического совета Украинского общества охраны памятников — профессор Лариса Скорик, академик Петр Толочко и другие — высказались категорически против такого решения. И вовсе не потому, что городу был не нужен выставочный зал детского творчества. Просто подобное приспособление привело бы к утрате ценных интерьеров. С тех пор у здания фактически нет хозяина. Находясь на балансе Главного управления культуры КГГА, оно сегодня благополучно разрушается.

По словам Л. Афанасьевой, ее коллеги не раз поднимали вопрос о сохранении и реальной реставрации «шоколадного домика». Но в ответ слышали банальное «нет денег». Такая же ситуация сложилась и с другими архитектурными сооружениями. К примеру, зданием Национального музея медицины, построенного в 1853 году по проекту архитектора О. Беретти как Анатомический театр медицинского факультета Киевского университета. Специалисты старейшего профильного НИИ «Укрпроектреставрация» недавно подтвердили аварийность этого здания и оценили его износ на 90%... Стало быть, оно может разрушиться в любую минуту? Несмотря на это, руководство медуниверситета не спешит расстаться со своим имуществом: вопрос о передаче здания на баланс музея так и не решен. Хотя музейщики уверяют, что готовы немедленно взяться за его реставрацию.

Не менее драматична история и родового гнезда знаменитой семьи Сикорских на улице Ярославов вал, 15б. Известно, что родственники знаменитого авиатора не так давно получили добро от Президента на создание здесь музея истории семьи Сикорских. Однако Министерство транспорта, в ведомстве которого находится это историческое здание, считает его более подходящим для музея авиации. Словом, пока влиятельные мужи спорят и торгуются, старинные строения ветшают и разрушаются.

По словам Людмилы Афанасьевой, сегодня в Киеве создано множество структур, призванных охранять памятники архитектуры. Однако на деле оказывается, что у «семи нянек дитя без глаз». Понятно, что при нынешнем экономическом состоянии страны мы не можем рассчитывать на выделение необходимых средств на реставрацию всех памятников архитектуры даже в столице. Однако, как оказалось, даже в теоретической части этого вопроса нынче такая путаница, что даже если бы миллионы упали с неба, правильно распорядиться ими стало бы проблемой.

Как известно, в советское время на содержание памятников архитектуры выделялись государственные деньги, которые особенно никто не экономил. Напротив, в каждом регионе стремились составить список ценных объектов подлиннее, чтобы получать и денег побольше. И, как следствие, эти списки исчислялись четырехзначными цифрами. Несмотря на то, что украинской независимости — уже 14 лет, похоже, у нас еще не дошли руки до того, чтобы подсчитать свои главные сокровища. К примеру, сотрудники городского Совета Украинского общества охраны памятников истории и культуры не смогли точно ответить, сколько же архитектурных объектов Киева сегодня имеют статус памятников Национального значения, — в различных источниках указаны разные цифры. А на вопрос, сколько в реестре указано таких памятников, первый заместитель главы госслужбы по охране культурного наследия Яков Дехтярь ответил: «Ни одного»… Но тут же исправился, дескать, по статистическим данным его службы — 24. Оказалось, что такое противоречие объясняется тем, что новый реестр 2001 года составлялся сотрудниками Министерства культуры, которые исследовали только памятники истории и культуры. А список архитектурных объектов должен был предоставить Госстрой. По какой-то причине эта работа до сих пор не выполнена. И новый реестр не только не утвержден, но, по сути, еще и не составлен. А все архитектурные памятники классифицируются по старой памяти. Естественно, подсчет их не умножит и не принесет в одночасье дополнительную прибыль. Но ведь вскоре может случиться так, что и считать будет нечего…

Наталья ЯРОШ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ