Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

«Карпатский трамвай»

В следующем году Иршавская узкоколейка будет отмечать столетие
10 января, 2004 - 00:00

В послевоенный период в карпатских областях Украины было с десяток узкоколеек. Перевозили людей, особенно помогали в вывозе древесины. На сегодня остались только две действующие — Выгодская на Ивано-Франковщине и Иршавская в Закарпатье. Иршавская в следующем году будет отмечать столетие.

Тридцать лет отдал узкоколейке отец Ивана Попа. И сам Иван уже столько же работает машинистом тепловоза. Вспоминает, как до недавнего времени любовно называли поезд — «Анця кушницкая». Почему Анця? Анна — самое распространенное в этих местах женское имя. Теперь поезд так не называют, потому что перестал ходить в села Кушница, Довге, Ильница. Нет пассажирского сообщения между Иршавой и Берегово. В Берегово ездят локомотивы только на заправку и ремонт. Пригодными для неторопливого движения остались 65 километров — от Иршавы до села Хмельник и далее до города Виноградова.

Как утверждают кандидаты исторических наук Степан и Павел Пеняки, всего с конца XIX по 30-е годы XX века на Закарпатье были построены узкоколейки разного хозяйственного назначения протяженностью 1000 километров. Движение по ним осуществлялось с помощью лошадиной, локомотивной и моторной тяги. Первичное назначение узкоколеек — доставка древесины из карпатских лесов на деревообрабатывающие предприятия, пилорамы, лесохимические заводы.

До Второй мировой войны закарпатские узкоколейки, так сказать, выходили на Европу и, например, масло с иршавского села Лисичева спустя три дня попадало на рынок Праги. В Ужгородском, Великоберезнянском, Мукачевском, Хустском, Раховском районах сейчас от колеи и следа не осталось, в Тячевском ее снесло недавнее наводнение. Прозябает одна Иршавская. По словам начальника станции «Иршава» Николая Томеша, в советские времена в 80-х годах прошлого века в Иршавском районе по узкоколейке перевозилось 40 тысяч тонн грузов в месяц. На данное время грузопоток совсем прекратился. Вся надежда на пассажиров и туристические поездки.

За день имеют мизерную выручку. Маршрутом пользуются преимущественно пожилые люди, которые имеют льготы и едут бесплатно. В 1985 году было приказано прекратить пассажирские перевозки. Возобновили их спустя десять лет. Постоянная убыточность все время ставит на повестку дня вопрос: закрывать или нет перевозку людей. 16 километров от Иршавы до Хмельника поезд едет 50 минут. 80 процентов шпал нуждаются в немедленной замене. Их выпуск могли бы освоить в Закарпатье. Рельсы лучше сохранились, действуют еще австро-венгерские, чехословацкие.

По инициативе председателя Иршавского районного совета Степана Бобика, «крестного» отца столетней узкоколейки, в последнее время провели ряд мероприятий, призванных привлечь к ней внимание туристических организаций, бизнесменов. В прошлом году организовали первый международный семинар под названием «Карпатский трамвай», а на этих днях — второй. Теперь в нем участвовали представители Словакии, Венгрии, Румынии, Польши, России, Латвии, Великобритании. Готовятся вступить в Европейский союз исторических железных дорог и музеев транспорта, президент которого Хевид Морган также выступил на собрании в Иршаве. Тогда смогут выигрывать международные гранты. В соседней Венгрии активно действуют два десятка узкоколеек, которые находятся в отличном состоянии. В Польше Бещадская лесная железная дорога протяженностью 35 километров ежегодно перевозит 40 тысяч туристов и получает 100 тысяч долларов прибыли. А исторические музеи и железные дороги Англии приносят в казну 42 миллиона фунтов стерлингов.

Сохранением действующего технического памятника непосредственно занимается созданная три года тому назад общественная организация «Боржавская инициатива». Она разработала проект транспортировки древесины из лесосек, а также перевозку извести из завода в поселке Приборжавское. «Боржавская инициатива» наладила контакты с аналогичными организациями Польши, Англии, Венгрии.

Целое лето возят группы из детских лагерей. А с сентября организовывают субботние экскурсии для школ Иршавского и соседних районов. Попробовали транспортировать туристов из-за границы. Те сказали, что места окружающие сказочно красивы, но в вагонах жарко, неуютно, к тому же немилосердно трясет.

Власти Иршавского района просят у «Укржелдортранса» два с половиной миллиона гривен на капитальный ремонт узкоколейки. По словам министра транспорта Украины Геория Кирпы, который в свое время несколько лет работал на железной дороге в Закарпатье, разработана программа восстановления Иршавской узкоколейки — путей, локомотивов, вагонов и ее столетний юбилей будет отмечен окончанием всех основных работ. Однако до сих пор они не начались. В июле этого года Г. Кирпа был в Закарпатье. Беря у него интервью, напомнил об обещанных средствах. Пан Кирпа ответил: чуть больше двух миллионов — это не деньги, а малая железная дорога обречена, если на ее базе не создадут европейского уровня туристический объект. О намерении добиться этого на недавнем международном семинаре в Иршаве говорил глава Госкомтуризма Валерий Цыбух. По инициативе «Боржавской инициативы» группа народных депутатов Украины разработала обращение к Верховной Раде «О необходимости сохранения и восстановления сети узкоколейных железных дорог Закарпатья, Ивано-Франковщины и Львовщины для их использования в развитии туризма и экономики Карпатского региона». Этот документ поддержан парламентом и направлен в Кабинет Министров.

Районная власть готова взять железную дорогу на свой баланс, если «Укржелдортранс» доведет ее до уровня 50-х годов. Ремонт полувекового паровоза и двух вагонов сделали собственными силами. И верят, что скоро будет паломничество путешествующих. Фольклорные ансамбли «Иршава» и школы села Приборжавское поезда с путешественниками провожают мелодией «Прощание славянки», а встречают песней с украинским железнодорожным колоритом — «Ой, рушив поїзд, рушив».

Богдан БАРБИЛ, специально для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ