Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Спасение «мировой жемчужины» приостановлено?

26 декабря, 2003 - 00:00

Реставрационные работы в Одесском оперном театре остановлены из-за недостатка финансирования. Уже несколько месяцев подрядные организации работают в долг, который сегодня составляет больше пяти миллионов гривен. «Если дела и дальше будут идти таким образом, мы не сможем завершить реставрацию театра к концу следующего года, как было намечено», — говорит начальник областного управления охраны памятников и исторического наследия Наталья Штербуль. Декларации правительственных чиновников о «спасении мировой жемчужины» так и остались нереализованными. Из обещанных 40 миллионов гривен реально поступило только 11,8 миллиона. Затраты, утвержденные Кабинетом Министров в размере 79,9 миллиона, за семь лет ремонтных работ были профинансированы только на 60 процентов. Хотя за это время сумма затрат успела вырасти почти вдвое. Что в нашей стране естественно для любой стройки.

Несмотря на все проблемы, работы по реконструкции театра были завершены весной этого года. Здание, сползающее более ста лет в море, было водружено на фундамент. Его стены, грозившие раскрыться подобно цветку, уже почти собраны воедино и укреплены. Произошла замена всех коммуникаций и инженерных сетей, построен новый энергоблок и котельная.

Однако все эти строительные подвиги остаются сокрытыми для глаз непосвященной публики. Зрителя больше волнует внешний облик здания, неповторимое убранство его зала и фойе. Ради них съезжаются вот уже много лет в Одессу сотни туристов со всех стран мира. А они продолжают нести на себе следы многолетней разрухи и запустения.

«Чтобы перейти к завершающему и самому важному этапу работ по спасению одесского оперного — реставрации внутренних помещений, — говорит Наталья Штербуль, — мы планировали в конце ноября театр закрыть, а труппу перевести на площадки других одесских театров. Часть кресел уже была снята с ярусов. Начались работы по их восстановлению в Киевских реставрационных мастерских. Специалисты рассказывали мне, что старый бук, из которого были 130 лет назад сделаны эти кресла, за все эти годы набрал такой прочности, что с ним не сравнится ни один современный материал. К тому же каждое кресло выполнялось индивидуально, не на потоке, поэтому ни одна планочка не должна быть перепутана. Сегодня в мастерских ищут секрет специального лака, который поможет сохранить первоначальный цвет и рисунок дерева.

В декабре в зале уже собиралась устанавливать строительные леса бригада мастеров, занятых восстановлением позолоты. Интересно, что 36 лет назад, когда последний раз проводилась реставрация театра и его закрывали на три года, позолотой занимались эти же мастера. Мы планировали в ближайшее время закончить и всю закулисную часть… В результате все наши планы пошли прахом из-за отсутствия финансирования».

По вновь утвержденной смете только на позолоту одесского оперного необходимо потратить около пяти килограммов золота и 12 миллионов гривен. Это почти половина от 30 миллионов, заложенных в государственном бюджете на 2004 год для завершения реставрации театра. Когда будет возобновлено финансирование и в каких объемах — пока неизвестно. В подвешенном состоянии оказались сегодня не только реставраторы, но и все сотрудники театра.

Месяц назад часть труппы одесского оперного вернулась с гастролей в Англии. По словам директора театра Василия Навроцкого, за два месяца гастролей оперы «Риголлетто» и «Мадам Баттерфляй» в исполнении одесских и четверых приглашенных из Кишинева солистов увидели более 100 тысяч зрителей. «Мы выступали на самых престижных сценах Англии, — рассказывает Навроцкий. — Притом, что английские зрители весьма требовательны, нас принимали великолепно. Сегодня мы единственная украинская труппа, гастролирующая в Англии. Нас приглашают уже второй год. Международная компания «Элен Кент опера энд балет», наш импресарио, ведет переговоры о следующем сезоне. Планируется показать европейским зрителям нашу «Аиду» и «Сельскую честь». Часть наших артистов в этом году три месяца работала в Швейцарии и Греции. Туда возили балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Планировалось, что по окончании наших зарубежных гастролей театр закрывается на год на реставрацию, а труппа репетирует и ставит новые спектакли на сцене Украинского театра и Одесского театра оперетты. В связи с такой военно-полевой обстановкой с рядом сотрудников театра не были продлены контракты. Но таких немного. К тому же театру селекция творческого коллектива только на пользу. Сегодня ситуация, как вы знаете, изменилась. До конца января труппа будет работать на своей сцене. Мы уже дали два спектакля, готовимся к новогодним каникулам. Как будут развиваться события дальше, к сожалению, уже зависит не от нас».

Кадровая «селекция» в Оперном театре породила в Одессе много слухов и разговоров. Творческий коллектив лихорадит. Ситуацию подогревает частая смена руководства театра в сопровождении судебных разбирательств. А так же многочисленные проверки КРУ, крайне обеспокоенного целевым использованием средств, выделенных на реконструкцию театра.

Елена АСТРАХОВИЧ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ