В письме нашего читателя описана только внешняя сторона проблем общественного транспорта столицы. Их же корни лежат значительно глубже. Во-первых, опыт стран Восточной Европы показывает, что для нормального развития городского общественного транспорта стоимость проезда должна быть не меньше за $0.35—0.40, т.е. в перерасчете — приблизительно две гривни. Но, многие ли из нас смогут оплачивать такой тариф при существующих зарплатах? Следовательно, разрешение финансовых проблем в этой сфере в первую очередь зависит от реформирования системы оплаты труда.
Во-вторых, существующая сейчас схема маршрутов общественного транспорта в столице далека от оптимальной. При поездке даже на небольшое расстояние часто приходится пользоваться двумя-тремя видами транспорта. В то же время на маршрутном такси такую поездку можно осуществить без пересадок, значительно быстрее и соответственно за меньшие деньги.
Сейчас со стороны транспортников опять начались разговоры о необходимости повышения тарифов на проезд. При этом в качестве основного аргумента фигурирует то, что... тарифы не пересматривались почти четыре года. При этом общественности не предоставляются данные о настоящей себестоимости проезда. Между тем, еще в 2000 году проверка, проведенная Минэкономики, показала, что действующие в то время тарифы не только возмещали транспортные расходы, но и приносили прибыль. И недавно ряд киевских СМИ сообщили, что проверка финансово- хозяйственной деятельности киевского метрополитена показала — отдавая 50 копеек за проезд в метро, каждый пассажир приносит метрополитену прибыль в 18 копеек. Поэтому нужно ли повышать плату за проезд? В этом же ряду и вопрос проезда льготников. Право бесплатного проезда этой категории граждан предоставлено городской властью, поэтому она и должна возмещать транспортникам связанные с этим убытки. Но чиновники горгосадминистрации, обосновывая повышение тарифов, пытаются перевести это возмещение на плечи тех, кто платит за проезд. Образно говоря: заплати за себя и за «того парня». Что же касается проездных билетов, то желательно, чтобы их ассортимент был значительно более широким и, в частности, включал билеты на два-три вида общественного транспорта в разных комбинациях, как это было 15—20 лет назад.
Вообще же проблемы киевского общественного транспорта можно разрешить только системно, в комплексе, а не только за счет повышения тарифов.