Сбылось то, на что, по-видимому, мало кто надеялся. Украинские депутаты вчера определились с собственной позицией в отношении строительства россиянами дамбы в направлении украинской государственной границы в Керченском проливе. Хотя немало парламентариев и не поддерживали содержание обращения к российским коллегам, однако таковым оказалось подавляющее меньшинство. В конце концов сопротивление некоторых депутатов было скорее традиционным. По-видимому, никого не удивишь «особым взглядом» украинских (?!) коммунистов, который сводился приблизительно к таким соображениям: давайте, подождем, чтобы россияне достроили, а уж потом будем поднимать шум. Шума, между тем, не удалось избежать уже вчера. Не в последнюю очередь благодаря коммунистам. Правда, окончательное решение было принято довольно «безболезненно» и быстро. Поддержали обращение 250 народных избранников.
«Верховная Рада Украины призывает Федеральное Собрание Российской Федерации вмешаться в ситуацию с целью немедленного прекращения всяких односторонних действий, которые противоречат принципам добрососедства и духу стратегического партнерства между нашими государствами и могут быть направлены на нарушение государственного суверенитета Украины и территориальной целостности», — говорилось в заявлении. «В случае, если упомянутые работы в Керченском проливе продолжатся и далее, Верховная Рада оставляет за собой право инициировать все предусмотренные нормами международного права меры для сохранения суверенитета государства над своей территорией», — отмечается в обращении. «В наших общих интересах решать проблемы в украинско-российских отношениях в духе сотрудничества, доверия и взаимного уважения ради сохранения традиционно дружеских связей между нашими народами», — призывают украинские депутаты.
Заявление в принципе довольно дипломатичное. А главное — соответствующее остроте и необходимости как можно скорее решить проблему. Возможно — несколько ультимативное. А именно в той части, где речь идет о парламенте, «который оставляет за собой право». Но в вопросе территориальной целостности государства другая тональность казалась настолько же безответственной, насколько и напрасной. Все предыдущие попытки Украины (а таких можно считать десятками) решить проблему дипломатическими средствами не находили понимания с российской стороны и ни к каким результатам не привели. Россияне и не думают останавливать строительство. Более того, россияне начали сооружение дамбы без всякого информирования украинской стороны. Официальная Москва также до сих пор не сообщила, до какой точки будут строить дамбу. (На неофициальном уровне звучат заявления, что будут строить ее прямо до самого украинского острова Коса Тузла). И это только причины нынешней проблемы, ее же последствия абсолютно непрогнозируемы. Версии о военном противостоянии, очевидно, преувеличены и неосмыслены. Однако многие депутаты уже сейчас выражают опасения, что «дамбовая» дилемма приведет к срыву ратификации договора об украинско-российской границе. У многих политиков к тому же возникают сомнения в отношении искренних намерений Москвы создать равноправное объединение в рамках ЕЭП (характерно, что подобные сомнения высказывают представители тех политических сил, которые до сих пор активно поддерживали «еэповскую» идею). И это, очевидно, только начало...
Перед принятием заявления украинские депутаты заслушали представителей правительства. Заместитель министра иностранных дел Александр Моцик, в частности, заявил, что Россия пытается использовать строительство дамбы в Керченском проливе для давления на Украину в переговорах по делимитации морской границы. Кроме того, заместитель секретаря Совета нацбезопасности и обороны Украины Петр Шатковский считает, что строительство дамбы может привести к созданию прецедента делимитации украинско-российской морской границы в одностороннем порядке. Вчера же стало известно, что Государственная пограничная служба усилила охрану границы в районе Тузлы, установив вместо пограничного поста заставу, которая будет находиться там постоянно. Также вчера Пограничная служба Украины начала проводить учения на острове Тузла с привлечением собственных морских сил, авиации и спецподразделений. По словам первого заместителя командующего пограничной службы Михаила Коваля, задача учений — отработать конкретные меры для блокирования Тузлы, исходя из реальной обстановки. «Мы реалисты, нам не нужно придумывать задачи. У нас есть конкретная задача, и мы ее отрабатываем», — сказал Коваль.
К России обращаются, кстати, не только дипломаты, депутаты, должностные лица... Пограничники на Тузле установили специальные щиты с призывами к россиянам. «Вы приближаетесь к государственной границе суверенной Украины. Остановитесь!», «Наши народы не должны враждовать. Остров Тузла — украинская территория!», «Предупреждаем, мы будем вынуждены применить законные меры физического воздействия», «Требуем прекратить провокацию и покинуть территорию Украины». Подействует ли это на Москву? А если повлияет, то главное — как?
Ситуацию относительно строительства дамбы до острова Тузла комментируют народные депутаты.
Борис АНДРЕСЮК , СДПУ(О), заместитель председателя комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Украины:
— Как бы ни пытались в Москве представить сооружение дамбы в виде инициативы местной власти, полностью понятно, что подобные вопросы на региональном уровне не решаются. Убежден, что центральные власти России должны были уже давно отреагировать на эту ситуацию. Тем более, что строительство началось более двух недель назад. Я не упрощаю вопрос только до экологического положения в Керченском проливе: проблема существует уже не первый год и не первое десятилетие. Мне нравится выражение спикера Владимира Литвина, что даже соседи перед тем, как построить забор, советуются друг с другом. Свидетельствует ли нынешняя ситуация о равноправии двух соседей? Ведь Россия могла просто поинформировать о намерениях что-то делать. Сейчас же мы наблюдаем завуалированное желание Кремля реализовать проект руками региональной власти. Последствия этого вопроса могут быть очень существенными. Особенно в свете того, что рассматриваются политические вопросы для развития двухстороннего сотрудничества (например, ЕЭП). Подобная политика, которую ныне проводит Россия, не содействует улучшению отношений. Более того, по мнению многих политиков, становится понятно, почему Россия затягивала делимитацию границы по Азовскому морю и в Керченском проливе. Затягивание происходило для строительства дамбы, чтобы потом уже с позиции силы диктовать какие-то аспекты в переговорном процессе. На мой взгляд, последствия могут быть довольно серьезными. Я общался на эту тему с министром обороны, мне известно мнение главы Государственной пограничной службы: они готовы в соответствии с Конституцией защитить украинскую границу теми методами, которые позволяет действующее законодательство. Думаю, Украине будет что противопоставить. Во-первых, вопрос рассмотрела Верховная Рада, которая приняла соответствующее постановление. Кроме того, может быть обращение парламента к европейским наблюдательным институциям, к Совету Безопасности ООН, к ЕС, чтобы они обратили внимание и также отреагировали, поддержали Украину. Считаю, привлечение европейских институций безопасности поможет успокоить фактически неконтролируемые аппетиты россиян.
Степан ГАВРИШ , депутатская группа «Демократические инициативы»:
— Кризисная ситуация в Керченском проливе — прямое следствие непонимания частью российской элиты тех процессов государственного строительства, которые произошли в Украине, ее пренебрежительного отношения к нашим национальным интересам. Очевидны намерения России перекроить геополитическую карту, сложившуюся после распада Советского Союза. Я бы не сказал, что это хорошо продуманный тактический шаг московской власти. Не исключено, в среде российского руководства сейчас идет ожесточенная борьба между шовинистами-радикалами и сторонниками более либеральных подходов в отношениях с Украиной. Ситуация, сложившаяся нынче вокруг строительства дамбы российской стороной, угрожает ухудшением отношений между Украиной и Россией в целом. Совсем недавно руководство обеих стран нашло новые возможности развития взаимовыгодного сотрудничества, регионального сотрудничества, подписав соглашение о создании ЕЭП. Теперь это находится в состоянии неопределенности, силы, отстаивавшие скорейшее развитие украинско-российского сотрудничества, растерялись. Еще вчера представители большинства были готовы ратифицировать соглашение о ЕЭП. Будут ли они готовы к этому завтра, учитывая различные возможные варианты развития событий — сказать сложно. Вся эта ситуация еще раз засвидетельствовала, что у Украины нет другого исторического выбора, кроме Европейского Союза.
Борис ТАРАСЮК , фракция «Наша Украина»:
— Действия российской стороны прямо противоречат принципам дружбы и добрососедства в отношениях между двумя странами, о которых каждый раз твердят лидеры России, в том числе подписывая соглашение о так называемом ЕЭП. Очевидно, что это не самодеятельность местной власти, как это нам пытаются показать, а санкция со стороны высшего руководства Российской Федерации. Продолжение этой провокации в виде строительства дамбы и приближение ее к государственной границе Украины угрожает нарушением территориальной целостности нашего государства со всеми возможными последствиями. В этой ситуации Украина будет вынуждена задействовать все возможные международно-правовые инструментарии, среди которых — обращение к Совету Безопасности ООН. У нас, кстати, уже есть позитивный опыт обращения к Совету Безопасности. В 1993 году Украина обратилась туда по поводу провокационного решения российского парламента о том, что украинский город Севастополь является российским. И мы выиграли это обращение. Украина может также обратиться в международный суд ООН в Гааге, в ОБСЕ, может задействовать механизм, предусмотренный в меморандуме о предоставлении гарантий безопасности тремя ядерными государствами, подписанный в декабре 1994 года. Наконец, украинский парламент может прибегнуть к отмене соглашений о базировании Черноморского флота на украинской территории. Так что у нас очень широкий выбор инструментов для защиты своих национальных интересов.
Игорь ОСТАШ , фракция «Наша Украина»:
— Нужно понимать, что объяснение России, дескать, это решение местных властей с целью стабилизации экологической ситуации, — это явное прикрытие происходящего в действительности. Такие решения не могут быть несанкционированы высшими эшелонами власти. Я убежден, что это решение принято на высшем государственном уровне. Есть попытка изменить реальную линию украинско-российской границы. Это может быть сделано путем или остановки строительства, и дамба станет причиной намывания грунта, или остановки строительства перед украинской территорией и в удобный момент (выборы) его завершения. Депутаты будут обращаться с заявлением к российским парламентариям. Для нас это показательный урок, потому что скоро будет подано в ВР на ратификацию соглашение о ЕЭП. Я надеюсь, что здравый смысл победит, и строительство дамбы будет остановлено.
Следует ожидать осложнения переговоров по делимитации границы в Азовском море и Керченском проливе. Это событие может также усложнить ратификацию уже подписанного соглашения о сухопутной границе. Возможно, это и делается с целью не допустить ратификации договора по линии украинско-российской границы. В результате эти вопросы останутся открытыми, что, разумеется, нежелательно как для Украины, так и для России. Процесс ратификации соглашения о ЕЭП также будет проходить под влиянием событий в Керченском проливе. Было бы целесообразно выносить само соглашение на ратификацию только после разрешения конфликта в Азовском море.
В прошлую пятницу я обратился к постоянному комитету Парламентской Ассамблеи ОБСЕ с заявлением о ситуации в Керченском проливе. Председатель Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Брюс Джордж принял во внимание заявление украинской делегации и сказал, что при нашем желании это будет предметом рассмотрения. Мы также оставляем за собой право обращения к Совету Безопасности ООН, НАТО, ЕС, четырем странам, которые являются гарантами Украины после ее присоединения к договору о нераспространении ядерного оружия. Если со стороны России будет попытка нарушить украинскую границу, то мы будем обращаться ко всем этим международным организациям. Конечно, это плохо повлияет на отношения Украины и России. Так или иначе в интересах обоих государств погасить этот конфликт, и снять его с повестки дня.
Нестор ШУФРИЧ , фракция СДПУ(О):
— Вопрос о позиции фракции СДПУ(О) в отношении ситуации вокруг строительства дамбы до острова Тузла обсуждается, пока что мы не приняли окончательного решения. Мое личное видение — пока не затронута Государственная граница Украины, вопрос строительства дамбы является внутренним вопросом России. Если же государственная граница все-таки будет нарушена, думаю, у нашего МИД найдутся адекватные рычаги влияния. Но я убежден, что со стороны России не произойдет никаких нарушений, которые бы привели к дипломатическому или межгосударственному инциденту.