Думая о будущем украинского телевидения, мы иногда посматриваем в сторону России. Но хотелось бы, чтобы у нашего ТВ через несколько лет появились и черты, присущие литовскому: комиссии, защищающие права телезрителей, влиятельные телекритики, телеканалы без криминала и пр. Наш гид по литовскому телевидению — бывший соотечественник Виктор ЧЕРНЫШУК, ставший «эмигрантом любви». Связав свою жизнь с литовской женщиной, он не смог забыть Украину. В Вильнюсе журналист возглавляет Общество украинцев Литвы и снимает еженедельную телепрограмму об украинской диаспоре. На телевидение своей новой родины Чернышук смотрит во многом с позиций создания гражданского общества (хотя с большим скепсисом оценивает этот процесс). Но не публицистикой единой жив телезритель. На голубых экранах Литвы немало развлекательных программ в знакомом нам формате, есть и весьма неожиданные проекты.
ТВ И ГОСУДАРСТВО
— Двенадцать лет, как Литва стала независимой. В вашей стране уже совершенно другое телевидение?
— Безусловно. Главное достижение — уже три года у нас нет государственного ТВ. Теперь оно имеет статус общественного. Строится оно по принципу телевидения Би-Би-Си (Великобритания). Прежде всего это касается финансирования. Есть три источника поступления средств — государство, телезрители и реклама. Лучшей схемы в мире не придумано.
До недавнего времени существовала урезанная форма финансирования — государственные субсидии и доходы от рекламы. А с сентября этого года будет вводиться абонементная плата. Она невелика — 10 литов (около 18 гривен) в год. Однако речь идет о прогрессивном налоге, который будет возрастать каждый год, но понемногу, по несколько литов.
Но не все так безоблачно. Частные компании хотят добиться запрета рекламы на этом канале.
— Может ли общественное ТВ конкурировать по популярности с частными телекомпаниями?
— По литовским законам, не менее 28% программ должны быть сделаны независимыми продюсерами. Например, такими студиями делаются программы для украинцев, белорусов, русских, поляков, немцев и передача о литовских евреях. Есть одна программа и для совсем немногочисленных народностей, таких как караимы (их примерно 400 человек). Эти передачи с удовольствием смотрят литовцы. Могу сказать о своей программе. Украинцев в Литве 40 тысяч, а передачу смотрит 120 — 125 тысяч человек. Литовцы отличаются большой толерантностью и любопытством к чужим культурам. Потому что если ты не толерантен, то и в своей стране живешь не очень уютно.
КАЖДЫЙ СЕЗОН — НОВЫЙ ЛИДЕР
— И какие же каналы самые популярные?
— Позиции меняются каждый сезон. Кто лучше подготовился к очередному сезону, показал сильную программу, привлекшую внимание, тот и захватывает лидерство. Даже если рейтинг идет потом по ниспадающей. Например, к летнему сезону прекрасно подготовился канал ТВ3, принадлежащий шведам. Зрителям предложили шоу в Паланге с отдыхающими. Интересно подавалась и погода, и проблемы Литвы. Программа стала одной из самых популярных в летнем сезоне, и рейтинг тут же подскочил. Хотя лидирует среди частных ТРК LNK (Свободный Независимый канал), первое негосударственное телевидение.
— Сколько каналов на выбор у литовского телезрителя?
— Всего в Литве десять каналов — шесть региональных и четыре национальных. От центральных каналов отпочковываются второстепенные. Страна у нас маленькая — всего три с половиной миллиона населения, и этого достаточно. Телевизионный рынок стабилизировался. Нужно учитывать и кабельные каналы — они охватывают все города.
Кстати, благодаря кабельному телевидению мы учим языки. У нас идут скандинавский ТВ- 1000, русский, украинский, польский, английский каналы, но с субтитрами. Именно так выучила английский язык Швеция — они смотрели английское ТВ в оригинале со шведскими субтитрами. Еще один нюанс, который привносит кабельное ТВ — короткие детские программы (40-50 секунд). Нелегко сделать такую маленькую программу с поучительным сюжетом. Детские психологи утверждают, что это оптимальная длительность передач для малышей до пяти лет. Конечно, у нас это не так развито, как в Англии, но в любом случае ценно и полезно. А в Центральной и Восточной Европе такой практики нет вообще.
— Какие же программы нравятся литовцам?
— Те же, что и украинцам, немцам, скандинавам... Например реал-шоу. Рейтинги не слишком высокие, но телевидение их штампует. То, что у вас называется «За стеклом», у нас «Аквариум». Есть и аналог «Последнего героя», только наши «племена» живут в Малайзии. Это совместный проект литовцев, латышей и эстонцев, и зрители проявляют интерактивный патриотизм: «Наш Римас должен победить!» или «Наш Рейно лучший!». Есть своя интрига, однажды литовцы проголосовали за эстонцев.
И на коммерческих каналах, и на общественном модны разнообразные игры наподобие «Кто хочет стать миллионером?» и адаптированные английского или шведского производства, и свои. Запах денег и иллюзия легкого обогащения всегда манят. Профессионалу смешно, а зрителя захватывает. Да я и сам, честно говоря, смотрю.
В последнее время большой интерес вызывает национальная культура. В то же время продолжается, к большому сожалению, коммерциализация общественного телевидения. А с другой стороны, общественный сегмент коммерческого ТВ растет. Частное телевидение стало делать передачи социальной направленности, чего раньше не случалось.
ОБЩЕСТВО ПРОСИТ СЛОВА
— Расскажите о самых известных литовских ведущих.
— Популярны те, кто делает, в первую очередь, социальные, публицистические программы, ток-шоу и политические шоу. Личность всегда вырастает на теме. Одна из моих любимых программ — «Прошу слова». Ориентируясь на актуальную проблему недели, ведущий приглашает гостей, которые хотят выплеснуть свое мнение, отличное от мнения властей или от мнения большинства. Такой контраст — всегда кульминация. Это даже не ток-шоу, а ток- публицистика.
— И насколько популярна у вас в стране ТВ-публицистика?
— Очень популярна! Но не политическая, а исследующая развитие самого общества. Это может быть «круглый стол», ток-шоу. Это может быть документальная публицистика с акцентами какой- то общественной группы, поскольку социальная тематика особенно популярна. Если раньше в прайм-тайм были игры, то теперь на всех телеканалах идут эти передачи. До и после «Панорамы» (так называются самые популярные новости на общественном канале). А сама «Панорама» — это чистая «новостийка», в хорошем ритме, с экспертами и гостями студии. В будний день она идет 40, в выходные — 25 минут.
В Литве падает популярность политики, и это — большой плюс. Стабильность — это когда граждане вообще могут не знать, кто у них премьер-министр, но приехав в маленький городок, и через 20 лет обнаружить все то же кафе на углу.
У нас пока не сформировано гражданское общество. Пока политики и само общество не всегда демократичны. Судите сами — активизировались нацистские группы, а на их появление общество (через СМИ) реагирует индифферентно.
Разумеется, были обсуждения на «круглых столах», политических шоу, а вот евроскептиков не хватало. Я, как журналист, который привык слышать две-три точки зрения, увидел в этом несправедливость. Гражданам надо знать и отрицательные стороны этого процесса. Если не 50, то хотя бы 25—30 процентов времени обсуждения евроскептикам надо было предоставить.
ЗА ГРАНЬЮ КУЛЬТУРЫ
— Как защищают права телезрителей в Литве?
— У нас прекрасно работают комиссии по языку. Нельзя дать рекламу по ТВ на русском, на английском — только на литовском языке. Это тоже защита прав зрителей. А реклама табака и алкоголя (за исключением пива) запрещена полностью. Мы можем рекламировать марку, но не саму продукцию. И если эта норма нарушается, то штрафы колоссальные. А скрытой рекламы нет и не может быть. На первых порах она была, а теперь ее отслеживают разные комиссии. Есть специальная структура при президенте Литвы. Кроме того, есть Ассоциация телевизионных каналов. ТК контролируют друг друга и могут давать рекомендации Сейму. И литовский парламент обязан реагировать на эту группу граждан, объединенных профессиональными интересами и защищающих телезрителей. Уровень защищенности нашего зрителя можно приравнять к скандинавским странам. Возможно, это выглядит как бюрократический механизм, но он необходим. Другого европейская цивилизация не выдумала. Иначе не защитить зрителя от порнографии, неэтичного поведения журналиста, рекламодателя, политика...
— Вы видели российскую программу «Окна» с Дмитрием Нагиевым?
— Да, смотрел.
— И как вы думаете, возможна такая программа на литовском телевидении?
— Если бы она шла недолго, то да. А если бы это был долговременный проект, то ее бы вытеснили. Думаю, не смолчала бы комиссия по этике, началась бы компания в прессе, высказались бы общественные институты. Гарантирую, что ее бы вытеснили. Разговор со зрителем на таком языке в Литве невозможен. У нас есть разные комиссии, начиная от комиссии в Сейме до общественных, состоящих из журналистов. Специалисты — педагоги, психологи — специально отслеживают эфир и дают рекомендации.
Особенно влиятельны люди вашей профессии — телекритики. Есть несколько специализированных изданий о телевидении — как развлекательных, так и серьезных. Например «ТВ Антенна», приложение к самой авторитетной литовской газете «Летувос Ритас». Там есть вдумчивая теле- и радиокритика и настойчивые попытки отследить расхождение телепроектов с интересами общества. И эта критика болезненно бьет по престижу ТВ. Был случай, когда забыли выключить прямую трансляцию, а ведущая сказала даже не нецензурное, а грубое слово, причем на русском. Это бы осталось просто конфузом, но телекритики подняли шум, и ее убрали из эфира.
Телекомпании читают телевизионную аналитику и, как правило, прислушиваются к рекомендациям. Телекритики достаточно доброжелательны, но именно они очень много делают для защиты телезрителей.
Прерывать рекламой фильмы и передачи можно, но ее частота и время ограничены. Большое будущее у социальной рекламы, хотя она не так прибыльна. По законам Литвы, часть такой рекламы показывается бесплатно, и ее обязаны поддерживать спонсоры. Таким образом, например, рекламировали концерт украинских артистов в Риге. Возможно, скоро по общественному ТВ будут показывать только социальную рекламу.
В нашем обществе, как и в любом другом, много грязи, и изрядная ее часть попадает на экраны. Поэтому отслеживать ситуацию нужно всегда.
— А что на другом полюсе?
— Второе детище LNК — спокойный канал «Танго». Это даже не музыка, жизнь в стиле танго. Там не может быть криминала, упор делается на культурологические программы. Например, в молодежном блоке могут рассказать о рыбаках или фан-клубе рок-группы. Это рассказ о жизни, а не о конфликтах. И этот канал очень популярен.