Плохая новость для двенадцати стран еврозоны пришла из Парижа. Франция официально сообщила о том, что в этом году дефицит ее бюджета достигнет 4% валового внутреннего продукта. Это существенно превышает допустимый уровень бюджетного дефицита для членов зоны единой европейской валюты (3% ВВП) и может угрожать экономическими проблемами всему Евросоюзу.
Кроме того, бюджетный дефицит Германии в этом году составит 3,8% ВВП. Как и во Франции, такая негативная тенденция сохраняется второй год подряд. Две наиболее мощные экономики ЕС не могут выполнять основные правила зоны евро, а бюджетные проблемы Франции и Германии повлияют и на дотации более бедным странам Евросоюза.
В Париже выражают надежду на быстрое улучшение положения «в связи с ожидаемым изменением негативной экономической конъюнктуры», сообщает Би-Би-Си. О таких решительных мерах, как сокращение бюджетных расходов, например, на социальную политику, пока что речь не идет, ведь такой способ улучшения ситуации будет угрожать уже не экономическими, а политическими негативными последствиями.
В последнее время Франция и Германия добиваются пересмотра положений Пакта стабильности и роста, который, в частности, предусматривает введение определенных санкций против стран еврозоны, превышающих допустимый уровень бюджетного дефицита в 3% ВВП.
Проблемы еврозоны могут привести к удешевлению единой европейской валюты. В недавно опубликованном проекте доклада Международного валютного фонда о перспективах мировой экономики отмечено, что к следующему году доллар относительно евро может еще ослабеть. Специалисты МВФ также прогнозируют рост американской экономики с 2004 года. Будет содействовать ее восстановлению и слабый доллар — он усиливает позиции американских экспортеров (так же как удешевление евро будет содействовать экспортерам европейским).
Первым же следствием бюджетных проблем во Франции и Германии могут стать результаты шведского референдума о присоединении к еврозоне, который пройдет 14 сентября. В интервью газете Financial Times премьер-министр Швеции Йоран Перссон остро раскритиковал Париж, Берлин, а также Рим, за то, что они не навели порядок в своих финансах перед тем, как перейти на евро.