На днях в Чернигове состоялось первое публичное исполнение музыки, в основу которой положена мелодия, созданная еще в эпоху палеолита. Ее исполнили музыканты седьмого военного оркестра штаба Северного оперативного командования.
Развитие темы началось еще в начале прошлого века. Во время раскопок Мезинской стоянки первобытного человека (сейчас Коропский район Черниговской области), которая существовала около 20 тыс. лет назад и не имеет себе равных в мире, среди других интересных находок (предметов искусства и орудий труда) были обнаружены украшенные нанесенными охрой узорами лопатка, бедро, таз, две нижних челюсти и часть черепа мамонта. Этот интересный комплект впервые был продемонстрирован участникам археологического съезда, который состоялся в Чернигове в 1908 году. Но долгое время назначение этих шести костей смущало умы исследователей. Только в 70-х годах киевский археолог Сергей Бибиков обратил внимание, что на лопатке были следы ударов. Было установлено, что по костям били молоточком из рога северного оленя, который также был найден в раскопках.
Изучение следов ударов навело на мысль, что кости могли использоваться для извлечения звуков. Для подтверждения этой гипотезы привлекли экспертов: археологов, палеонтологов, палеотрассологов, медиков, фотоаналитиков, искусствоведов. Все они единодушно пришли к сенсационному выводу: этот комплекс является единственным известным в мире палеолитическим оркестром ударных инструментов. Таким образом Мезинская находка положила начало развитию нового научного направления — археологического музыковедения. Шаг за шагом велась работа по воссозданию палеолитической музыки. В Киевский институт судебных экспертиз был приглашен музыкант-ударник, который с помощью «косточек» пальцев руки осторожно проиграл по разным частям лопатки ударный ритмичный мотив, который был записан на магнитную ленту. Тогда и развеялись последние сомнения: были получены сильные, звонкие звуки, вполне отчетливых музыкальных тонов или тембров.
А более развернутую программу по извлечению звуков из мезинских музыкальных костей удалось осуществить только после реставрации и консервации их в ленинградском Эрмитаже. На подготовленных таким образом инструментах коллектив музыкантов- ударников сыграл ритмичную мелодию, партитура которой была разработана с учетом народной северной ритмично-танцевальной этнографической традиции. Таким образом, с большой степенью достоверности была воссоздана музыка, «написанная» в эпоху палеолита. Кропотливая многолетняя работа завершилась в 1980 году, когда известная в бывшем Союзе фирма «Мелодия» выпустила пластинку с воссозданием звучания древнего оркестра.
Новая волна интереса к палеолитической музыке возникла уже в нашем веке. Два года назад ее запись была «оцифрована» и размещена на веб-сайте автора этих строк, а чуть позже к этой теме обратились и военные музыканты. Осовременить воссозданную четверть века назад палеомузыку помогла аранжировка музыканта седьмого военного оркестра штаба Северного ОК Артема Дворяченко. Он вместе с коллегами Дмитрием Смоляком, Игорем Якуниным, Русланом Ларионовым и Вячеславом Остроухом исполнили ее на бонгах, ковбеле, клавесе, коробочке, кастаньетах и трещотках. Три последних типа инструментов были специально изготовлены местным мастером Александром Шленчиком.
По словам Артема Дворяченко, работая над аранжировкой, он пытался не просто сохранить оригинальное звучание палеолитических инструментов, но и создать законченное музыкальное произведение, которое вызвало бы к себе интерес современного слушателя. Осовремененную древнюю мелодию было решено сделать своеобразной визитной карточкой оркестра, который, кстати, является одним из лучших военных оркестров Украины. Такое решение было не случайным, ведь мелодия, воссозданная коллективом, родилась именно на берегах Десны.