(А. Дж. П. Тейлор. Габсбурзька монархія, 1809 — 1918. Історія Австрійської Імперії та Австро-Угорщини. Переклад з англійської: Андрій Портнов та Сергій Савченко. Науковий редактор: кандидат історичних наук Василь Расевич. Львів, ВНТЛ-Класика, 2002, 268 с.)
Австрия и Австро-Венгрия относятся к умышленно замалчиваемым в советские времена страницам истории, потому что культура и политическая школа этих государственных образований кардинально повлияли на формирование мировоззрения многих ведущих украинских личностей. Тем более, что ни в Австрии, ни в Австро-Венгрии антиукраинство никогда не обретало таких патологических этноцидных черт, как в России или в Польше. Зато украинство там имело намного больше возможностей для проявления своего гения и в естественных науках, и в гуманитарных, больше возможностей печататься и выступать на своем языке.
Поэтому, естественно, несколько странно, что «ВНТЛ-Класика» (львовское издательство!) избрало именно труд пана Тейлора для знакомства наших современников с австрийской и габсбургской проблематикой. Даже если Институт открытого общества из Будапешта заплатил за издание большие деньги, ибо в произведении действительно воспевается создание венгерского государства.
Бесспорно, Тейлор — классик с великодержавными симпатиями, которые получили особо патетическое звучание накануне разрушения британского колосса после Второй мировой войны. Но свое произведение автор писал в начале войны, а редактировал в 1946 году, когда Австрия еще не возродилась, когда многие документы по теме еще лежали в очень, и не очень, секретных архивах или просто ждали своей разработки. С тех пор появилось немало интересных произведений на центральноевропейских языках, а в последнее время и на английском, в чем нетрудно убедиться любому любителю Интернета.
Следовательно, из уважения к помощи из Будапешта и памяти Тейлора нужно было издавать произведение как памятник политико-исторической мысли, у которого есть свои правила (примечания, предисловие, толкования и тому подобное). Ибо встречает, например, современный читатель такой пассаж на стр. 142: «В 1848 году в Галичине жило два с половиной миллиона русинов и около двух миллионов поляков. В 1910 году, после последней имперской переписи, там жило четыре миллиона семьсот пятьдесят тысяч поляков и только немногим более трех миллионов русинов. Это было наибольшим достижением «исторической» нации даже по меркам Габсбургской монархии. Но поляки делали и это не так жестоко и непорядочно, как мадьяры в Венгрии. Русинам разрешили иметь школы и даже газеты; однако они ощущали отсутствие интеллектуального руководства, независимого от униатской церкви. Небольшая часть русинских интеллектуалов не была даже уверена в том, к какой нации она относится. Было время, когда они мечтали, что их освободит Великороссия; позже их соблазнили фантазиями о независимой «Украине», проектом не менее антироссийским, чем антипольским. Но поскольку царское правительство никогда не могло решить: поощрять ли ему русинские настроения как оружие против Габсбургской монархии или подавить их как угрозу царизму, русины так и не получили поддержки из-за границы, которую сербы или румыны Венгрии получали от независимых королевств Сербии и Румынии». Понятно, что такой пассаж известного историка требует научного пояснения. А поскольку таких ловушек в книге немало, то трудно понять, что делал научный редактор господин Расевич, потому что каких- либо толкований мы нигде не находим. Везде только русины или какие-то оборотни, исповедующие «неправильные» религии, а никаких украинцев не было и нет. Знакомая тональность!
С современной точки зрения, много несуразностей у классика по поводу балканских дел, турецкой проблематики, захватнического характера российской политики и тому подобное… Я уж не говорю о таких общетеоретических проблемах, как теория этногенеза, государства, национализма и др. Политическая история господина Тейлора является типичным памятником середины прошлого века, когда — особенно после Второй мировой войны в Европе — государства фокусировали в себе цель человеческой деятельности, а государственные элиты выполняли роль шаманов или аристократов по ритуальным матрицам.
Мятежи в ХIХ веке, как теперь хорошо документировано, частенько организовывали не политические партии, а религиозные и парарелигиозные движения. Этого господин Тейлор не знал или это не отвечало его взглядам.
Описывая более чем столетнюю историю монархии, автор не нашел необходимым сказать о культуре. А напрасно, потому что именно в те времена не столько политическая мелюзга, сколько поэты, композиторы и художники творили эпоху. Мандзини и Вагнер, даже Ганслик значили больше, чем тот сброд, который назывался политиками, как Стурдза. А в заключение не помешало бы рассказать читателю и об авторе.
Хотелось бы надеяться, что когда-нибудь издательства начнут у нас издавать не только экстравагантные «памятники» при содействии фонда «Відродження».