Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Естественный отбор

В банковской среде наметился раскол — проявление конкуренции
2 июля, 2003 - 00:00

Даже не слишком богатых украинских граждан сегодня очень волнует вопрос о том, какому из банков можно доверить свои, пусть и небольшие, сбережения. А каждый банк, со своей стороны, заинтересован в том, чтобы люди шли именно к нему. Так что конкуренция на этом рынке день ото дня обостряется. Она фигурировала и среди множества «внутрицеховых» проблем, обсуждавшихся на одиннадцатом съезде Ассоциации украинских банков (АУБ). Звучали даже призывы к банкам не работать на взаимоуничтожение. И на этом фоне сложно было понять, что же в действительности стояло за лозунгом «Консолидация ради развития», с которым банкиры, согласно пресс-релизу, вышли на свой отчетно-выборный рубеж. Проще говоря, кто с кем и ради чего собирался консолидироваться?

Опрошенные «Днем» участники и гости съезда имели по этому поводу самые разные мнения. Заместитель начальника облуправления Нацбанка в Черниговской области Николай Назаренко думает, что консолидироваться следует вокруг НБУ и его политики. Председатель правления «Перкомбанка» (Киев) Сергей Белый вообще уверен, что банкиры давно уже консолидированы. Присутствовавший на съезде глава Государственной комиссии по регулированию рынка финансовых услуг Виктор Суслов лозунг банковской консолидации, естественно, понимает по- своему, а следовательно — значительно шире. По его мнению, начинать надо с консолидации всего финансового сектора, «так как это для нас больная тема». А поскольку в стране уже имеется три регулятора финансового сектора, то нужно принимать меморандум об их сотрудничестве.

И только Борис Соболев — вице-президент и директор представительства в Украине инвестиционного банка «Траст», похоже, захотел приоткрыть завесу. Он сообщил об ужесточении конкуренции, «возникшей между АУБом и Киевским банковским союзом», который, по мнению Соболева, более эффективно защищает права банкиров, из-за чего в него начали вступать даже некиевские банки.(Информация «о расколе» нашла подтверждение, когда на съезде было объявлено, что «Правексбанк»— ведущая сила КБС — подал заявление о выходе из АУБ, а также о том, что в КБС собирается вступить «Укрсиббанк»).

Впрочем, несмотря на раскольнические тенденции, впервые проявившиеся за всю двенадцтилетнюю историю украинского банковского сектора, АУБ предстала на съезде супермонолитной организацией (если не считать того, что почти треть входящих в нее банков в зале отсутствовали), голосующей, как когда-то КПСС, по всем вопросам даже без воздержавшихся.

По-видимому, именно это обстоятельство определило довольно высокий уровень правительственного участия в работе нынешнего съезда, хотя, надо признать, в прошлые годы оно было еще выше. Помнится, без президентского послания не обходилось. Теперь же официальное (формальное, как назвал его первый вице-премьер Николай Азаров) правительственное поздравление еще накануне подписал Азаров.

Николай Янович, не поскупившись на лестные слова как в адрес банковского сообщества, так и относительно итогов деятельности правительства, тем не менее предложил серьезную дискуссию и не только по сугубо банковским вопросам. Признав, что не пользуется у банкиров особой любовью, вице-премьер, все же, по-видимому, счел уместным обратиться за поддержкой к неслабому банкирскому лобби в парламенте. По словам Азарова, на этой неделе Верховной Раде предстоит принять ряд законов, ликвидирующих льготы по НДС. Это, как уверен Азаров, необходимо для компенсации «выпадающих» бюджетных доходов, так как в противном случае риски формирования несбалансированного бюджета на новой налоговой базе становятся выше допустимых.

Без ликвидации льгот, пообещал вице-премьер, новый закон об НДС, предусматривающий снижение ставки этого налога до 17%, будет заветирован.

Вице-премьер косвенно осудил позицию АУБ в вопросе налогообложения банковских депозитов, заявив о том, что любые доходы, в том числе и эти, должны облагаться налогами, и в доказательство объявил «мизерную», по его мнению, цену этого вопроса для банков (40 млн. грн.).

В качестве большой, но уже исправленной правительством ошибки рассматривает вице- премьер политику Украины в отношении борьбы с отмыванием «грязных» денег. По его словам, несколько дней тому назад в Берлине FATF отметил прогресс Украины в этом вопросе и начал процесс ее выведения из своего «черного списка». Но тут уж Азаров, по-видимому, упрекал банкирское лобби в парламенте в законодательном легкомыслии, допущенном в процессе принятия известных поправок о неподследственности «отмывания» большинству силовых структур, в результате чего в судах зависло множество связанных с этим (и применением ст.209 Уголовного кодекса) дел. Он уверен, что Президент наложит вето на соответствующие законы...

Между тем, АУБ, как следовало из доклада его президента Алесандра Сугоняко, вовсе не торопился каяться. Лидер Ассоциации в наступательном стиле отчитался о ее роли как в борьбе с отмыванием «грязных» средств, так и в защите банковской тайны и соответствующих прав клиентов. (На это и другие выступления, где, как правило, затрагивались проблемы борьбы с «отмыванием» и неудобства, создающиеся в связи с этим для банков, С.Тигипко ответил: «На уступки не пойдем — наладим систему, а лишь потом немного попустим»). Говоря о роли НБУ в организации работы банков, Сугоняко утверждал, что лучших бюрократов (в хорошем понимании), чем в НБУ, нет ни в Киеве, ни на местах. Положительную оценку получила также созданная в Нацбанке (совместно с АУБ) комплексная программа развития банковской системы.

Правда, лучших в стране бюрократов не обошла и критика. В частности, глава «Укрсоцбанка» Борис Тимонькин развеселил коллег, напомнив о «маниакальном», по его словам, требовании НБУ — чтобы каждое письменное обращение коммерческого банка сопровождалось экземпляром устава банка. В результате, сказал Тимонькин, наш банк только за прошлый год направил туда 200 таких уставов (председатель НБУ Сергей Тигипко тут же отреагировал — пообещал отменить эту смехотворную норму).

Между тем, Тимонькин в своем выступлении высказал и еще одну довольно неординарную мысль. В том, что 2002 год стал одним из лучших и наиболее результативных периодов в работе АУБ, он «обвинил» Киевский банковский союз. Тимонькина практически поддержал и глава Харьковского банковского союза Анатолий Волык, в шутку предложив признать «удовлетворительной» не только работу АУБ, но и деятельность КБС.

Словом, упор на консолидацию (в смысле осуждения и отторжения несогласных) особых результатов не дал. Более того, у некоторых банкиров появилась, по-видимому, мысль о том, что монополизм одной организации, даже в столь специфическом сообществе, как банковское, дело не слишком перспективное. Эта тенденция нашла некоторое отражение даже в интервью, которое дал «Дню» новоизбранный председатель совета Ассоциации — народный депутат и почетный президент банка «Аваль» Федор Шпиг (президентом АУБ переизбран Александр Сугоняко). По его мнению, «говорить о консолидации банковского сообщества на таком серьезном уровне все-таки довольно преждевременно. Как вы слышали, во многих выступлениях шла речь и о демпинге, и о многих других подобных вещах, характерных для серьезной конкурентной борьбы. В то же время банкиры не могут не ощущать, что находятся в одной лодке... И приходят к выводу о необходимости консолидировать усилия, чтобы изменить ситуацию».

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ