Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Дуэт «Астерия»: революция на двоих

24 июня, 2003 - 00:00

Несомненно, одним из главных событий киевского музыкального сезона следует признать выход компакт- диска дуэта «Астерия», плюс сопровождавшие новое издание концерты в Национальной филармонии и Андреевской церкви.

«Астерия» появилась на столичной сцене сравнительно недавно, однако музыканты, составляющие дуэт, — признанные мастера в своей области. Анна Нужа (виолончель) и Евгения Черказова (аккордеон) — лауреаты международных конкурсов, признанные педагоги, руководители, соответственно, камерных ансамблей «Киев» и «Джерело». Вдобавок Евгения Черказова — основатель класса клавишного аккордеона при Национальной музыкальной академии Украины. Иными словами, обе исполнительницы — профессионалы высочайшего класса. И их объединение в одном составе — очень удачный проект, который может изменить лицо современного украинского исполнительства как такового.

Начать с того, что таких составов на нашей академической сцене просто пока не было. Аккордеон и близкий к нему баян все еще считаются чуть не низшими, сугубо фольклорными инструментами, обделенными репертуаром. Нужно было обладать определенной авантюрностью характера, чтобы пуститься в дальнее концертное «плавание». Но уже сейчас можно с уверенностью сказать — риск полностью оправдался.

Программа «Астерии» продумана как в своем эмоциональном диапазоне, так и в сочетаниях составляющих ее опусов. Слушатель словно путешествует по разным эпохам и странам. Вдумчивая философская «Пастораль» Баха соседствует с «Испанской народной сюитой», в свою очередь наполненной страстями и меланхолией. Изящная «Итальянская сюита» Стравинского перекликается с искрометными светскими миниатюрами Крейслера («Радость любви», «Синкопы», «Маленький венский марш»). Высокая печаль, заданная «Молитвой» из «Еврейской жизни» Блоха, претворяется в «Четырех пьесах» Серго Цинцадзе. И, конечно, под занавес — любимец всех аккордеонистов мира, без которого обойтись невозможно: Астор Пьяцолла, «Большое танго» и «Обливион».

Такое разнообразие — отнюдь не эклектика и смешивание, но, скорее, объемный образ музыкального космоса аккордеона, — инструмента, чьи возможности до конца еще не раскрыты. И здесь особенно приятно, что мы не отстаем от остального мира. Думается, у многих украинских меломанов еще свежо в памяти то сильнейшее впечатление, которое оставили гастроли в Одессе и Киеве блистательного немецкого дуэта — Эльзбет Мозер (баян) и Николаса Альтштедта (виолончель). Пусть состав несколько иной — суть от этого не меняется. Ведь, общаясь со студентами и журналистами, фрау Мозер много говорила о том, что стремится сделать баян истинно авторским инструментом, вывести его из фольклорной резервации. Во многом такая позиция все еще уникальна в академической среде. Но практически то же относится и к аккордеону. Ведь и класс Евгении Черказовой создан пока что именно при кафедре народных инструментов.

Так что, без преувеличения, дело дуэта «Астерия»— революционное. И это как раз та революция, с которой не грешно заявить о себе далеко за пределами страны.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ