Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Энергетическая безопасность: два пути развития Украины

12 апреля, 2003 - 00:00

Существует определенный диссонанс между реальными шагами правительства и провозглашенными декларациями. Приближение к европейским стандартам жизни и будущее членство Украины в Европейском Союзе провозглашаются основной целью программы деятельности Кабинета Министров, поданной на днях на рассмотрение Верховной Рады. В сфере ТЭК правительство обещает укреплять энергетическую безопасность, содействовать эффективному использованию энергетического потенциала и развитию производства энергоносителей, диверсификации источников энергоснабжения и интеграции энергосистем Украины и Евросоюза. Однако практические действия правительства в течение первых 100 дней дают основания сомневаться в искренности составителей программы. Последние соглашения между правительствами Российской Федерации и Украины, некоторые проекты законов, внесенные в парламент, свидетельствуют об евразийском уклоне правительственной политики. Слишком большая «гибкость» и «прагматизм», которые рекламируются как основные орудия защиты интересов государства, могут привести к потере Украиной энергетических перспектив. Сегодня вырисовываются, как минимум, два сценария развития — евроазиатский и европейский.

ЕВРОАЗИАТСКИЙ

Украина не имеет собственной энергетической стратегии и национальной энергетической программы, поэтому вынуждена идти в фарватере российской. В случае сохранения аморфного политического курса, есть шансы войти в свободное экономическое пространство с Россией, которое предусматривает совместное использование евроазиатских транспортных коридоров. В этом случае Россия на 30 лет перехватывает управление украинской ГТС и подземными газовыми хранилищами. Украина утрачивает возможность диверсификации поставок газа из Каспийского региона по своей территории. Подземные газовые хранилища будут использоваться Россией для создания собственных стратегических запасов. Украина потеряет минимум 50% поступлений за транзит российского газа, а это 15 млрд. кубометров газа ежегодно или 750 млн. американских долларов из расчета 50 долларов за 1 тыс. кубометров. За счет Украины Россия получает дополнительный экспортный ресурс — те же самые 15 млрд. кубометров газа «Газпром» успешно реализует в Европе по цене более 100 долларов за тысячу кубометров, получив более 1,5 млрд. американских долларов.

Парламент принимает изменения к Закону «О концессиях», которыми в перечень объектов, которые могут отдаваться в концессию, добавляется украинская нефтетранспортная система с нефтяным терминалом «Южный». Правительство отдает в управление на 20 — 30 лет украинскую нефтетранспортную систему вместе с нефтяным терминалом в Одессе российской компании «Транснефть». Нефтепровод Одесса — Броды используется для транзита российской, а не каспийской нефти, а терминал «Южный» — в качестве стратегического резерва российской нефти. Украина окончательно прощается с планами диверсификации поставок нефти из Каспийского региона.

Правительство и Фонд госимущества под лозунгами необходимости пополнения госбюджета продают контрольный пакет акций «Укрнафты» — компании, ежегодно пополняющей бюджет на сумму более 1 млрд. гривен, — за 500 — 600 млн. гривен. С большой вероятностью владельцем «Укрнафты» становится одна из российских компаний — ТНК либо Лукойл. Украина теряет собственные источники добычи нефти (3 млн. тонн) и газа (4 млрд. метров кубических). Наступает 100% монополизация Россией рынка нефтепродуктов Украины.

В связи с тем, что продан контрольный пакет «Укрнафты», «Укртранснафта» отдана в концессию, а «Укртрансгаз» передан в управление международному газовому консорциуму, закономерно прекращает свое существование крупнейший налогоплательщик НАК «Нафтогаз Украины». Верховная Рада тем временем ратифицирует «Соглашение о транзите электрической энергии и мощностей государств — членов СНГ» и «Договор об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств — членов СНГ». Параллельно правительство и ФГИ завершают продажу украинских генерирующих компаний. Контрольные пакеты акций «Западэнерго» и «Центрэнерго» переходят в собственность РАО «Единые энергосистемы России». Этой же компании отдаются в концессию магистральные линии электропередач (украинский экспортный электроэнергетический коллектор), что не запрещено действующим законодательством. Россия захватывает 100% электроэнергетического рынка Молдовы и Бурштынский энергетический остров. Российские владельцы «Западэнерго» и «Центрэнерго», находясь в едином экономическом и энергетическом пространстве, теряют интерес к украинскому углю и шахтам, к тому времени наверняка приватизированными украинскими финансово-промышленными группами, поскольку имеют возможность купить российский газ на внутреннем рынке по $ 20 — 25 за тысячу кубических метров и производить дешевую электроэнергию. Россия увеличивает свой экспортный электроэнергетический потенциал благодаря строительству вставок постоянного тока на украинской территории. Украина получает мизерные средства за транзит российской электроэнергии, теряет угольную отрасль, а вместе с ней — остатки своей энергетической независимости.

Тем временем Верховная Рада дает согласие на корпоратизацию НАЭК «Энергоатом» и приватизацию предприятий ядерно-топливного цикла — «Восточного горно-обогатительного комбината», предприятий «Цирконий» и «Смолы». Эти объекты, конечно же, выкупаются российскими предприятиями. В России, Беларуси или Казахстане строится российско-украинско-казахский завод ядерного топлива. Уже сейчас правительство призывает не к созданию собственного неполного ядерно-топливного цикла, а к «специализации отечественного производителя на одном из технологических звеньев процесса производства топлива для АЭС», «в кооперации с Россией и Казахстаном». Проект правительственного закона о выведении «ядерно-топливных» предприятий из списка объектов общегосударственного значения, не подлежащих приватизации, подан правительством на рассмотрение в Верховную Раду.

Россия дает технический кредит на продление срока эксплуатации реакторов ВВЭР-1000, который Украина, конечно же, не возвращает. Атомные электростанции, согласно действующему законодательству, вместе с газотранспортной и нефтетранспортной системами не подлежат приватизации, но могут быть объектами концессии или управления, отдаются в концессию на 20 — 30 лет «Росэнергоатому». Энергетическая политика Украины как самостоятельного государства прекращает свое существование. В связи с наступлением 100% зависимости от поставок российских энергоносителей — нефти, газа и ядерного топлива — в энергетической сфере перестают существовать последние препятствия для объединения Украины и России в единое государство.

ЕВРОПЕЙСКИЙ

Правительство разрабатывает и утверждает энергетическую стратегию до 2030 года, а парламент принимает Закон о национальной энергетической программе до 2020 года. Реализуется правительственная программа интеграции украинской энергетики в энергетический сектор Европейского Союза.

Украина вслед за своим соседом, членом ЕС и НАТО, Словакией, продает 49% акций своей ГТС вместе с подземными газовыми хранилищами консорциуму с участием трех мировых газовых компаний — «Ruhrgas», «Gas de France», «Газпром». Каждой из них продается треть акций 49-процентного пакета, без права перепродажи акций сроком на 20 лет. Подземные газовые хранилища используются совместно, в качестве стратегического запаса газа для государств ЕС. Украина получает за продажу 49% акций своей ГТС не менее 8 млрд. американских долларов, которые направляет на стратегические энергетические программы и модернизацию своей экономики. Через территорию Украины сооружается трансевропейский газопровод из Каспийского региона до ЕС. Осваиваются новые месторождения бурого угля на базе Верхнеднепровского энергетического комплекса и сооружается ТЭС мощностью 1200 мВт.

Украина также продает 49% своей нефтетранспортной системы вместе с нефтяным терминалом «Южный» консорциуму мировых нефтяных компаний, например, «British Petroleum» и «Chevron», который достраивает нефтепровод Одесса — Броды до Гданска. Нефтяной терминал используется консорциумом вместе с Украиной для создания стратегического резерва нефти. Украина получает за 49-процентный пакет не менее 6 млрд. американских долларов. Обеспечивается диверсификация и транзит каспийской нефти в Украину и государства ЕС и увеличение поступлений в бюджет страны. Владельцами контрольных пакетов генерирующих компаний «Западэнерго» и «Центрэнерго» становятся соответственно немецкая RWE и французская «Electricite de France» или консорциум из этих компаний, возможно, с участием российского «Газпрома» или «Итеры». Завершается переход на параллельную работу с ОЭС Евросоюза единой энергетической системы Украины. Экспорт украинской электроэнергии в государства ЕС достигает 30 млрд. кВт.ч.

Украина увеличивает добычу урана, достигая 100-процентного собственного обеспечения, с участием России строит собственный завод ядерного топлива, проводит реконструкцию и продлевает сроки эксплуатации реакторов ВВЭР-1000 на 15 лет, в соответствии с требованиями МАГАТЭ. Украина завершает адаптацию энергетического законодательства к требованиям ЕС и готовится в энергетической сфере стать членом Европейского Союза.

Олекса ГУДЫМА, народный депутат Украины двух созывов, председатель подкомитета по вопросам газовой промышленности Комитета ВР по вопросам ТЭК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ