Мало кто доволен прошедшим телевизионным годом в творческом плане. Не радует избыточное веселье развлекательных программ (преимущественно российского производства), появившихся в последние полгода. Из памятных событий все назвали трагические Скнылив и Дубровку, даже парламентские выборы отошли на второй план. А ведь именно волне политического интереса мы обязаны появлением на канале «1+1» «Двойного доказательства» и «Я так думаю», пикам журналистского взлета этого года.
Чем моложе наши эксперты, тем больше им нравится то, что они видят и что делают. Оптимизм опыта — в другом. В требовательности к себе, приходящей после осмысления ошибок.
Итак, ИТОГИ ГОДА:
ПАМЯТНЫЕ СОБЫТИЯ.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ПОДХОДАХ И ТЕНДЕНЦИЯХ?
КАК 2002 год ОБОГАТИЛ ВАШ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ?
Людмила ДОБРОВОЛЬСКАЯ, ведущая ТСН:
— Год этот — не лучше и не хуже лет ему предшествовавших, и, смею надеяться, — последующих. Это настоящий Год Украины в мире — с перманентными проволочками выплат компенсаций семьям тех, кто погиб в российском Ту-154 над Черным морем, с периодическими накалом-откатом «околокольчужных» страстей, с нашим парламентом, все больше напоминающем о японской борьбе сумо. Но отнюдь не в классическом ее варианте (ибо у нас парламент представляет собой двух надувных сумоистов, пытающихся не столько столкнуть друг друга с помоста, сколько — еще и еще раз ткнув противника гвоздем, уменьшить его в размерах). Для самих украинцев — это год скныливской трагедии, год «успешной» спецоперации по освобождению заложников на московской Дубровке, и ЕЩЕ один в череде лет незаконченных дел о пропавших и убитых журналистах. В мире — это очередной год поисков живого или мертвого первоисточника всех бед рода человеческого Осамы бен Ладена. Если пытаться охарактеризовать уходящий отечественный ТЕЛЕ-2002, то — поскольку ТВ вообще, а информационные программы в ПЕРВУЮ очередь — суть зеркальное отражение украинского политикума и украинского общества — в течение года страна видела СЕБЯ.
Относительно личного моего опыта — уходящий год ничего тут не прибавил, разве что еще раз напомнил нам всем, что — еще никогда и никому не мешал профессионализм, а в это понятие входят все заповеди журналистского Евангелия — не убий, не солги, не бойся, не ленись… Нарушение некоторых из них («не ленись», скажем), гарантирует спокойную жизнь «никакого» уже журналиста в спокойном болоте. Пожалуй, наибольший сейчас соблазн — наплевать на «не убий» — размахивая мечом своего слова. Почем зря рубят головы, пытаясь сделать себе столь непочетным путем — и делая! — имя. И не дай Бог, чтобы в следующем году мы устраивали «разборки» внутри цеха — кто маститей, этичней, честней или чище, чем его коллеги.
Екатерина ЕРМОЛОВИЧ, продюсер информационной службы канала ICTV:
— Одним из памятных телесобытий лично для меня было освещение трагедии во Львове, на аэродроме Скнылив. Мне кажется, что мы предложили нашим зрителям достаточно толерантную форму подачи информации. Было очень важно не переступить грань и правильно выбрать интонацию подачи материала, т.к. в эмоциональном плане человеческие трагедии оставляют глубокий след в сердце.
К сожалению, в этом году на украинском телевидении, на мой взгляд, так и не появились профессионально сделанные, развлекательные и социальные ток- шоу собственного производства — мне их очень не хватает. Например, на российском телевидении их огромное множество. Также не хватает детских программ, которых, опять же, у российских коллег на порядок больше. Очень жаль, что нашим детям чаще всего приходится довольствоваться просмотром мультипликационных и художественных фильмов.
Если говорить об уходящем годе, можно сказать, что наши «Факты» старались делать акцент на социальной тематике, пытались влиять на решение социальных вопросов. Мы старались на первый план выводить Человека и его проблемы, и главное — возможные пути их решения.
Мир развивается — и мы должны за этим следить, чтобы опережать ход развития событий хотя бы на полшага.
Александр МЕЛЬНИЧУК, заместитель шеф-редактора информационно-аналитической службы телеканала «Интер»:
— Прежде всего вспоминаются два события. В Украине, безусловно, парламентские выборы. В международном масштабе — теракт на Дубровке в Москве. Понятно, что это условный перечень и очень короткий. Тем не менее, самые острые воспоминания связаны именно с этими событиями. Выборы в Верховную Раду — потому что я политический журналист. Интересно было следить за тем, как развиваются события, корни которых — в голосовании 31 марта.
Но прогресс заметен. Изменилось очень многое. И, возможно, потому, что мы сами выросли. Мне кажется, многие журналисты более четко стали понимать свою роль и то, что они должны или не должны делать. Начинают на равных общаться с политиками и властью, и если не диктовать свои условия, то давать понять, что имеют право голоса и голос, который слышат. Да, из предвыборной кампании, цитирую, «украинские СМИ вышли с перекошенным лицом». Но это была очень хорошая и полезная школа для всех.
А в ситуации с Дубровкой, может быть, где-то даже и «перегнули». Слишком много страха нагнали, что ли… Хотя, это ведь не кино. Это реальная жизнь, о которой мы и рассказываем. По крайней мере, стараемся это делать.
Уходящий год для нашей информационно-аналитической службы был достаточно напряженным. На колесах, можно сказать, провели реорганизацию службы — разделили команду на украинскую и русскую редакции и увеличили объем информационного вещания. Две редакции — это уже соревнование. На событие едет два человека, которые делают СВОИ сюжеты. А судьи — зрители.
2002 год лично для меня ознаменовался тем, что я вернулся в эфир в качестве ведущего программы «Подробности недели». А то время, пока работал «за кадром», даром не прошло. Во всяком случае, так говорят коллеги.
Сейчас у нас появилось много новых идей, которые, надеюсь, сможем реализовать в будущем году. Но не будем забегать вперед. Ведь еще не закончился старый год.
Владимир ЗДОРОВЕГА, профессор Львовского национального университета им. И. Франко:
— 2002 год принес нам одно очень трагическое событие — трагедию на Скныливском аэродроме. Но Украина была втянута и в другое трагическое событие, хотя и не по своей вине, — московское. И в общем, по-моему, 2002 год не был благосклонным к нашему государству и народу. Собственно говоря, годы не заканчиваются и не начинаются тридцать первым декабря или первым января. Ведь тот год, который мы прожили, продолжается, и те события, которые начались, скажем, в 2001 году, они продолжаются и, по-видимому, будут развиваться в будущем 2003 году. Украина переживает очередной кризис, который отрицательно отражается на нашей судьбе, нашем лице, имидже, потому что мы в 2002 году оказались перед миром в очень неприглядном свете. Мы, украинский народ, бывшие избиратели, можем предъявить очень серьезные претензии к тем, кому мы доверили свою судьбу (я имею в виду Верховную Раду). Нужно менять не только наши законы, чего мы не делаем, а и наше лицо. Хотя мир не всегда справедлив к нам, но он смотрит именно на реальные лица нашей страны, Верховной Рады, Президента. Нужно также спросить и у нас самих, почему мы такие? Я оптимист и верю, что в будущем году мы станем более мудрыми, более требовательными к себе и к тем, кому мы доверяем, передаем свою власть в руки.
Безусловно, телевидение с каждым годом становится наиболее популярным средством передачи информации. Но нигде так не проявляется давление, как на телевидении. И какой бы популярной не была газета, большинство аудитории (приблизительно 80%) черпают информацию именно с телеэкранов. У нас есть немало хорошего — считаю прекрасными передачи «Я так думаю» Анны Безуглик и «Двойное доказательство» Анатолия Борсюка и Дмитрия Корчинского («1+1»). Многое меняется на «Интере». Интересная информация может быть и по Новому каналу. Однако появляется все больше возможностей, чтобы манипулировать общественным мнением. Некоторые наши издания имеют очень положительные качества. Но они, по сравнению с телевидением, являются духовной пищей для небольшой кучки интеллектуалов, людей, которые еще по-настоящему читают. Появилось много новых программ, преимущественно развлекательного характера. Многое меняется на самих телеканалах, даже на Первом Национальном много есть поучительного и интересного. Следовательно, отдельные передачи есть, но общая информационная политика их относительно того, как они дают информацию, очень односторонняя и однообразная.