Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Между Эпикуром и Христом»

Художественная жизнь Харькова невозможна без «Буриме»
19 декабря, 2002 - 00:00

Творческое объединение «Буриме» (или «Слобожанское Буриме») харьковской организации Союза дизайнеров Украины, организованное уже более десяти лет назад, культивирует активное, свободное творчество, терпимость во взаимоотношениях и особые регулярные «диалоги с природой». Александр Бойчук, Олег Лазаренко, Александр Лысенко, Валентин Грицаненко и Александр Шеховцов имеют и опыт персональных международных и национальных выставок. Каждый из них работает в своем художественном диапазоне от «мозаичной цветописи» Олега Лазаренко до «мягкого» реализма Валентина Грицаненко.

Поездки на «пленер», совместные путешествия, товарищество стали объединяющими факторами в этой творческой группе и основой ее сравнительного долголетия. Эксперимент с цветом, пластика формы, концептуальный подход к построению композиции, разнообразие живописных техник — наиболее характерная черта коллективного портрета «Буриме». Что же касается творческой результативности объединения, то о ней говорят цифры: на счету участников более 100 отечественных и зарубежных выставок, после которых многие работы разместились в музейных и частных коллекциях Украины, России, странах Европы и Америки. Основное место прописки «Буриме» — творческая студия с аналогичным названием, расположенная в самом центре Харькова, в помещении союза дизайнеров. В стенах этого старинного здания проходят жаркие диспуты, творческие отчеты, обсуждаются планы очередных пленэрных экспедиций. Участники объединения создали и посещают также студии рисунка обнаженной натуры, где оттачивают свое мастерство и технику.

Последними совместными проектами творческого объединения харьковских художников и дизайнеров стали обновление экспозиции мемориального музея Г.С.Сковороды в с. Сковородиновка Харьковской области и организация специальной выставки, посвященной 280-летию со дня рождения философа и поэта, а также грандиозный проект «Цивілізація любові», который будет вскоре представлен в Киеве и Москве.

В проект будет входить серия из 10 — 12 концептуальных произведений, основанных на принципе художественного синтеза. Работы, объединенные темой гуманизма, созидания и любви, предполагается выстроить в один живописный ряд. При этом различие сюжетных линий, композиций, авторских техник исполнения должно, по замыслу авторов, усилить, обострить звучание таких общечеловеческих проблем, как баланс между живой природой и техническим прогрессом, взаимная толерантность людей в условиях хрупкого мира, сохранение памятников материальной и духовной культуры…

Украинской традиции в целом, и эпохе, которая вошла в историю культуры как украинское барокко, в частности, а также одному из духовных лидеров этой эпохи, Григорию Саввичу Сковороде было свойственно особое ощущение земной и «небесной» красоты бытия, его совершенства, универсальности и вневременного воплощения. Это ощущение трактовалось украинцами как состояние особого «горнего» Откровения. Стремление к этому Откровению, как считает один из идеологов «Буриме», Валентин Грицаненко, превращение красоты небесной в культ, деятельное, самоотверженное и жертвенное служение этой красоте, стало украшением украинской ментальности, содержанием национального бытия, источником творения, надежд и тревог.

Именно эту формулу «личности эпохи барокко» положили в основу художники «Буриме» и в концепцию своего проекта «Цивілізація любові», пять полотен которого стали основой и юбилейной сковородиновской выставки.

Как и в барочных стихах XVII —XVIII веков живописные метафоры композиций «Цивілізації любові» похожи на полупрозрачные сны, которые бесконечно накладываются один на другой и на реальность ощущений их авторов. Культурные персонажи, пейзажи, визуальные архетипы иногда лишь чуть проступают на полотне, и, скорее, угадываются в зрительных пульсациях и цветовых всплесках живописной основы. Но за кажущейся пестротой и своеобразным «постбарочным эпикурейством» можно угадать и меланхоличные нотки, чуть уловимую горечь созерцания утрат и печалей и щемящее предчувствие скоротечности бытия, что и составляло выразительный сковородиновский мотив.

В проект также войдет работа «Ф.Нансен» и несколько работ, посвященных выдающимся деятелям культуры, «гражданам мира» и харьковчанам. В год, когда Украина отмечает печальный юбилей голодомора 1933 года, включение в художественный проект полотна, посвященного известному норвежскому полярнику не случайно. Ведь именно Ф. Нансен возглавил в Лиге Наций Международный Фонд помощи голодающей Украине, чье отделение и находилось тогда в Харькове.

Художники надеются, что украинская традиция вообще, и сковородиновская традиция в частности, реализованная как в экспозиции музея, так и в проекте «Цивілізація любові», будет рассматриваться зрителем не как что- то застывшее во времени и пространстве, навсегда канонизованное, а как традиция возрождений и преображений, как своего рода внутренняя динамика и диалектика украинства, как этнического и культурного феномена, как своеобразное сочетание «Эпикура и Христа», присущее нашему народу.

Зоя АЛФЁРОВА, Харьков
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ