Второй тур президентских выборов в Сербии, состоявшийся 13 октября, результатов не принес. Выборы признаны несостоявшимися, — по данным обработки результатов 91 процента избирательных участков, явка избирателей была на уровне 45,5 процента. Избирательное законодательство Сербии, как и многих других стран, требует явки на участки не менее половины избирателей. Итак, свои обязанности продолжает исполнять «старый» президент Милан Милутинович, его полномочия заканчиваются 5 января. Дальше — неизвестно. Понятно, однако, что торжества демократии в республике на этот раз не вышло. Пресса, как отмечается, на этот раз избегала выражений наподобие «исторический выбор».
Сейчас в масс-медиа бывшей Югославии, как собственно, и мира, по этому поводу есть только один комментарий: Сербия осталась без президента. Люди оказались незаинтересованными в выборах, несмотря на то, что оба кандидата — и действующий президент Югославии (которая уже превратилась в союз Сербии и Черногории) Воислав Коштуница, и вице-премьер сербского правительства Миролюб Лабус призывали накануне во время прямых теледебатов свой народ к активному голосованию. Аналитики уже заявляют о том, что избирательное законодательство страны давно пора менять, многие ссылаются на холодную погоду и дождь. Из тех граждан, которые, несмотря на неблагоприятные погодные условия, все-таки отдали свои голоса, почти 2 млн. проголосовало за Коштуницу, который себя позиционирует как «мягкого националиста», и более 800 тысяч — за Лабуса, сторонника либеральных экономических реформ и скорейшего возврата Сербии к нормальной международной жизни. Экс-президент Югославии Слободан Милошевич, находящийся сейчас под следствием Гаагского трибунала, свою кандидатуру отозвал, но призвал соотечественников голосовать за лидера Радикальной партии Шешеля. Он на второй тур выборов не прошел, но продемонстрировал, каковы настоящие чувства сегодняшнего среднего серба. Очевидно, большинство тех, кто голосовал за «жесткого» националиста Шешеля, или не пришли на выборы вообще, или голосовали за Коштуницу. Теперь, согласно законодательству, новые выборы президента должны быть проведены не позже, чем через три месяца после неудачной попытки, и не позже, чем за месяц до прекращения действия мандата действующего главы государства.
Среди проблем современной Сербии, как отмечают аналитики, — несоответствие существующих элит реальным потребностям страны и отсутствие харизматичного лидера, невозможность сочетания потребности в динамичном современном развитии и попытки сохранить «самобытность», основанную, среди прочего, на ожидании «сильной руки». Милошевич, в частности, был безусловно харизматичным лидером, которого так не хватает сегодняшней Сербии. Понятно, что коалиция ДОС (Демократическая оппозиция Сербии), которая пришла к власти в результате свержения режима Милошевича, свою функцию исчерпала и оказалась не в состоянии предложить нации лидера, который был бы одновременно и современным, и понятным. И понятно, что не все, по крайней мере, в этой части света, вписывается в общие схемы.