Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Деликатес от Масатоши Мацумото

Два киевских концерта японского пианиста
1 июля, 2002 - 00:00

Программу первого из этих выступлений составили концерты для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром в сопровождении Национального заслуженного академического симфонического оркестра Украины под руководством известного дирижера, заслуженного деятеля искусств Украины Владимира Сиренко.

«Вариации на тему Рококо» П.Чайковского Иван Кучер исполнил виртуозно и вместе с тем очень бережно в отношении интерпретации авторского текста. Это был, безусловно, настоящий Чайковский с его трепетно-щемящими интонациями, мягким виолончельным звуком и проникновенной мелодикой. Автору этих строк довелось последний раз слышать это сочинение в исполнении выдающегося виолончелиста Бориса Пергаменщикова. Приятно отметить, что в архисложном деле виолончельного исполнительства киевский музыкант не уступает лучшим европейским представителям в этой области инструментального творчества.

Второй рахманиновский фортепианный концерт до минор исполнил Масатоши Мацумото. Слушатели (пожалуй, впервые в филармонической практике!) имели возможность убедиться в том, что музыкантам из Страны Восходящего Солнца удается по-своему убедительно и глубоко интерпретировать сочинения российского гения. Трогательная, «выпуклая» интонация в лирических фрагментах произведения, отточенная виртуозность, увлеченность в игре пианиста были по достоинству оценены публикой. Вероятно, во многом музыканту помог и рояль японской фирмы «Ямаха», опыта игры на котором пианисту, как говорится, не занимать. Особо следует отметить ансамблевую слаженность в игре с оркестром, которая была достигнута за минимальное количество репетиций. Ансамблевые тонкости, конечно, в равной степени являются и заслугой дирижера Владимира Сиренко.

Однако апофеозом концерта явилось выступление скрипача Анатолия Баженова (Концерт для скрипки с оркестром С. Прокофьева №2, соль минор). Редко исполняемое сочинение было как бы открыто публике заново, хотя и прозвучало оно на родине выдающегося композитора XX века! Недаром многие музыканты считают интерпретатора соавтором композитора: успех сочинения действительно часто определяется качеством исполнения. А.Баженов на этот раз предстал в роли тонкого ценителя и «воплотителя» прокофьевской лирики. Вместе с тем, он не обходит вниманием «острые углы» прокофьевской диссонирующей гармонии, драматургии и динамики. Да и в ансамбле с оркестром музыкант чувствовал себя, «как рыба в воде», что, впрочем, вполне объяснимо огромным опытом его концертно-исполнительской деятельности в Киеве и многих других городах мира: сразу после филармонического выступления он отправился с концертами в Стамбул, Петербург и в Болгарию.

Неудивительно (в силу всего вышеизложенного), что публика в полном составе явилась и на второй концерт означенных музыкантов, который состоялся буквально на следующий день. На этот раз вниманию слушателей была представлена изысканная программа, составленная из произведений французских композиторов.

Совершенно неизвестное у нас сочинение Е.Лало (Трио №3) в исполнении М.Мацумото, А.Баженова и И.Кучера погрузило слушателей в бушующее море романтических страстей, на фоне которых явственно (иногда, может быть, даже слишком) доминировала фортепианная партия. Впрочем, как считают сами музыканты, сочинение можно было бы назвать «Трио для фортепиано со струнными», настолько значима и трудна в техническом отношении здесь именно партия рояля. Вполне согласимся с этим утверждением, тем более, что пианист продемонстрировал свои незаурядные виртуозные качества. И все же, игра с полуприкрытой крышкой рояля в данном случае была бы вполне уместной.

A исполнению последующих сочинений — Трио К.Дебюсси и М.Равеля — были присущи настоящая импрессионистическая тонкость, изысканность, шарм, тончайшие динамические градации. Казалось, что музыканты «соревнуются» в трепетности звукоизвлечения и глубине лирических откровений. Несмотря на почти невыносимую духоту в Колонном зале (кондиционеры опять «заклинило», ей-Богу, так можно довести публику до обмороков!), слушатели устроили музыкантам грандиозную овацию.

Выступления японских музыкантов — большая редкость для киевских меломанов, можно сказать, музыкальный «деликатес». Тем более отрадно, что дебют Масатоши Мацумото стал столь ярким музыкальным событием в жизни столицы. Впечатляет обширный (и сложнейший!) репертуар пианиста, его способность к артистическим «переключениям» в столь разные стилистические направления фортепианной музыки. Хорошо бы услышать в его исполнении сочинения современных японских авторов (что вполне могло бы осуществиться на очередном киевском Мюзик-фесте уже в этом году).

Молодой японский пианист учился фортепианной игре в Киото, стажировался в Париже. Сейчас он активно гастролирует в Японии, преподает в музыкальном колледже в Осаке. Он является лауреатом двух международных конкурсов. Концерт талантливого пианиста в Киеве стал возможным благодаря патронату концертного Агентства Японии и компании «Колокол».

Евгений КУРЫШЕВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ