Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Как преодолеть «интеллектуальный расизм»?

Многие дети с умственной отсталостью ограничены в выборе образовательных услуг
11 июня, 2002 - 00:00

С какими же проблемами сталкиваются родители умственно отсталых детей, пытаясь продвигать эту интеграцию в нашем государстве. В первую очередь, с законодательными неувязками относительно гарантированного Конституцией права на образование и отсутствие законодательных актов, обеспечивающих возможность обучаться детям с глубокой умственной отсталостью. Следующее несовпадение заключается в праве ребенка жить в семье и необходимости детям со средней и легкой степенью интеллектуальной недостаточности для получения образования отрываться от своих близких и отправляться в специальные учебные заведения интернатного типа. Формально таким детям сегодня разрешено посещать массовые школы, однако на этом пути возникает множество препятствий — неготовность общеобразовательных школ к такому интегрированному обучению, протест некоторых родителей здоровых детей, неприятие обществом людей с проблемами.

В период перехода нашего общества от индустриального к информационному незащищенность людей со сниженным интеллектом резко возрастает. Им труднее становится конкурировать на рынке труда, вписываться даже в обыденную жизнь, которая все больше насыщается высокими технологиями. Многие родители считают, что выход из этой ситуации заключается в создании отдельных школ для обучения детей с глубокой умственной отсталостью и помещении тех, у кого отмечается легкая и средняя интеллектуальная недостаточность, в массовые школы.

О том, стоит ли интегрировать таких детей в общеобразовательные массовые учреждения, какие модели интеграции приемлемы для наших сегодняшних украинских реалий, корреспондент «Дня» попросила рассказать кандидата педагогических наук, ученого секретаря Института специальной педагогики АПН Украины Анну Колупаеву.

— В нашем институте начат научно-педагогический эксперимент, рассчитанный на семь лет, по интеграции детей с особенными потребностями в массовые учебные заведения. Раньше эти дети в основном обучались в специальных школах-интернатах и не имели возможности посещать массовые школы. Сейчас идет речь о предоставлении им права, при желании родителей и достаточном уровне психофизического развития, обучаться или хотя бы временно пребывать в школьных или дошкольных учреждениях. Безусловно, родителям очень хочется посадить детей в обычный класс, дать возможность попытаться совместно обучаться с обычными детьми. Однако учителя не поддерживают этого, так как не знают, как работать с такими детьми и как совмещать их обучение с обучением детей, у которых нет подобных проблем. Сейчас мы разрабатывает Положение, в котором будет определяться, каким образом особым детям можно будет предоставить право на обучение в общеобразовательной школе и какие при этом нужно ввести ограничения. Интеграцию нельзя понимать однозначно и поэтому мы разрабатываем различные ее модели.

Детям с физической недостаточностью, но сохраненным интеллектом при согласии администрации школы, родителей, учителей вполне можно проходить обучение в общеобразовательной школе. Эксперимент показывает, что обычные дети, которые находятся рядом с детьми с особенными потребностями, рано начинают понимать, что мир неоднороден, что есть в нем люди талантливые, обычные, особенные. Такое общение помогает учиться толерантности, сочувствию, пониманию тех, кто слабее. Обычные дети не ущемляются в процессе такого совместного обучения, так как «особенные» занимаются по индивидуальному плану. Иногда родители здоровых детей возражают против такого совместного обучения, но при хорошей подготовительной работе этого не происходит. Родители замечают, что их детям доставляет удовольствие оказание помощи особенному ребенку, например, вывозить на колясочке к доске во время урока и в коридор на переменке. Ведь детям свойственно желание опекать кого-то, а сегодня такая возможность есть не в каждой семье, так как во многих по одному ребенку. Общая забота также благотворно влияет и на сплочение классного коллектива.

Однако не всем проблемным детям показано учиться в массовой школе. Напрасно некоторые родители «особенных» детей категорически отказываются от спецучреждений, не понимая, что предоставленная сама по себе возможность посещать массовую школу проблему для их детей не решает — не все дети могут усваивать программу обычной школы без помощи узких специалистов, обладающих умением работать именно с данной категорией детей. С другой стороны — и отрыв ребенка от семьи нежелателен. Как выбрать оптимальный вариант для успешного развития ребенка? Необходимо обследование, но у многих родителей к этому предвзятое отношение. На базе нашего института функционирует Республиканская психолого-медико-педагогическая консультация, где ребенка не комиссуют, а консультируют. Наша консультация рассматривает сложные случаи в диагностировании, ведь разные болезни чисто внешне могут одинаково проявляться. Мы всегда исходим из интересов ребенка, а не из амбиций родителей. Каждый случай уникален, к каждому ребенку с проблемой нужно подходить индивидуально, нельзя говорить, что всех детей с отклонениями психофизического развития нужно определять в интернаты. Если по каким-то причинам ребенку противопоказано учиться в массовой школе, то, чтобы он не был изолирован от мира, разрабатываем формы его временного пребывания в учебном заведении — посещение мероприятий в каком-то конкретном классе или частичное посещение уроков.

Предусматриваем также обучение в одном классе общеобразовательной школы нескольких детей с однотипными нарушениями при наличии специалиста- ассистента, логопеда, психолога.

Отказываться ли от специнтернатов и интернатов социального обеспечения? Однозначно — нет! Ориентироваться нужно на реформирование, а не на разрушение. Со всеми детьми, без исключения, обязательно нужно работать в плане привития им социальных навыков и по развитию восприятия ими мира. Родители имеют все основания утверждать, что нельзя изолировать особых детей. Ведь бывает, что на протяжении длительного времени никакого прогресса в развитии ребенка не наблюдается, а потом вдруг — настоящий прорыв. Никто не может сказать, когда этот прорыв может произойти и произойдет ли вообще когда-нибудь. Нельзя ребенку категорично на всю жизнь ставить диагноз, так как установить, какие функции его организма и в какой степени сохранны, очень трудно. Я же вижу будущее за реабилитационными центрами, где ребенок сможет получать коррекционную помощь в течение дня, а остальное время проводить в своей семье. Сегодня мы стратегически изменили свое видение аномальности. Мы концентрируем свое внимание не на дефекте, а на том, что у ребенка сохранено природой, и исходя из этого, выстраиваем стратегию его дальнейшего развития.

Людмила РЯБОКОНЬ, фото Анатолия МЕДЗИКА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ