Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Шкатулка для поэзии

23 апреля, 2002 - 00:00

«Когда ребенку исполняется десять лет, он выходит на другую степень своего развития. Отношениям Украины с Японией — тоже десять. Поэтому мы надеемся, что дальнейшее наше сотрудничество качественно будет развиваться и далее», — подчеркнул господин Ватанабе.

Для более доступного восприятия японского искусства организаторы выставки определили шесть общих черт экспонатов: яркую декоративность, скромную изысканность, четко очерченные контуры, убранства, деформацию, орнаментацию с мотивами цветов и птиц. Произведения разделены на группы по материалу, исторической эпохе, художественным стилям.

Творения японских мастеров поражают своей оригинальностью. Например, работа мастера Митамура Арисуми под названием «Прощайте, звезды», изготовлена из дерева с использованием золота, серебряной, жемчужной и изумрудной пыли. Или шкатулка, украшенная орнаментом, — «Гортензия» (работа Чуджи Кензо) с вкраплениями серебряной пыли и яичной скорлупы. Использование листового золота и серебра является одной из специфических техник японцев. Во многих случаях оба металла удачно сочетают с оттенками — ярко-красным, светло- и темно-зеленым, оранжевым — для создания неповторимой гаммы цветов. Неординарными являются так называемые шкатулки для поэзий, изготовленные из золота и покрытые лаком.

Кто-то из мастеров хотел выразить традиционные художественные взгляды. Кто- то позаимствовал идеи в Европе и США, такие, как «арт деко» и конструктивизм. Интересным является экспонат под названием «Иллюзия качества» Танаки Кобуюки. Произведение представляет собой черную сплошную плиту огромного размера. По-видимому, именно в этом японцы видят экспрессию скромной изысканности (не менее важную характерную черту их искусства). Считается, что именно использование простых, ненавязчивых средств, в частности, строгих, приглушенных цветов, матовой поверхности, естественных композиций с плавными линиями дает человеку чувство покоя и умиротворенности.

Для того, чтобы должным образом воспринять японское искусство, следует владеть незаурядной фантазией. Например, произведение из керамики Накашими Харуми «Борьба формы». Извне оно напоминает непрестанное движение молекул, зато внутри — сплошные шипы. Вероятно, такой и есть современная жизнь. Каждого из нас ежедневно охватывает жизненный круговорот и толкает вперед. Но часто острые и жгучие шипы судьбы возвращают в реальность и заставляют тебя начинать все сначала.

Стремясь воспроизвести красоту этого мира, некоторые мастера умышленно искажают форму. Ведь мир не всегда прекрасен, иногда в нем возникают деформированные мысли, чувства, настроения. Нарушая правильную форму, например, круг или квадрат, автор раскрывает красоту, которую невозможно обезобразить умом. Это — особый художественный взгляд, непостижимый для Запада.

Светлана СЛАБИНСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ