В прошлом году в Госстандарт поступило 17,8 тыс. письменных обращений от недовольных оказанными услугами потребителей; еще 40 тыс. лиц побывали в данной организации на личном приеме. По словам заместителя председателя Госстандарта Анатолия Воронкова, значительную часть жалоб комитет получил от жителей ведомственных домов и общежитий. Что, собственно, и стало поводом для проведения проверок в таких домах в первом квартале текущего года.
Результаты проверки поразили даже видавших виды «госстандартовцев» — нарушения обнаружены в 231 из 265, то есть в 87%, объектах, а общее число нарушений составило 1287 или по 5,6 нарушений на одно предприятие. В основном нарушаются: порядок эксплуатации общежитий, их ремонта и содержания, техническое обслуживание, граничные сроки неотложной ликвидации выявленных или заявленных неисправностей элементов жилого дома, санитарные нормы проживания, комплектация мебелью, тарифы на оплату жилья. Зачастую оказание услуг не производится вообще, однако оплата жилья обходится порою куда дороже, нежели жителям обычных домов — иногда эта сумма доходит до 500 грн. В целом, в 14 областях Украины нарушения обнаружены в каждом из проверенных ведомственных «жилых» зданий.
Казенные фразы, к сожалению, не в состоянии передать масштабы тех проблем, заложниками которых стали проживающие в ведомственных домах люди. В советское время велась достаточно активная политика строительства жилья различными ведомствами и заводами — у некоторых особо «зажиточных» предприятий на балансе мог состоять, к примеру, целый десяток зданий. Теперь для тех предприятий, которые не смогли безболезненно пережить смену экономического уклада, ведомственные дома превратились в достаточно серьезную обузу. Образовался замкнутый круг. Как уже было упомянуто, постановлением Кабмина определен порядок содержания жилых домов независимо от их ведомственной принадлежности. Однако тяжелое финансовое состояние многих предприятий не позволяет им изыскивать возможность выделения «лишних» средств на то, чтобы поддерживать даже аварийные дома, — многие из них не знали ремонта десятки лет. Мало того, у таких предприятий зачастую существует и задолженность по зарплате своим сотрудникам, которые, соответственно, не оплачивают проживание в ведомственном доме, чем, в свою очередь, делают невозможным наполнение фондов на реконструкцию и ремонт таких зданий. К примеру, обследование технического состояния жилых домов по ул. Сырецкой принадлежащих Киевскому ПО «Киевдрев», еще в 88-м году выявило: здания «барачного типа 54-го года постройки» следует отнести к категории непригодных для проживания. Поскольку там «наблюдается массовое наличие сырости, деревянные перегородки поражены гнилью, а конструктивные элементы характеризуются неудовлетворительным состоянием». Между тем в вышеупомянутых домах-коммуналках до сих пор живут люди. Которые к тому же пытаются решить вопрос увеличения жилплощади, ведь «припадающего» метража на семью с младенцем уже не хватает. Про отсутствие санитарных условий там стараются уже не думать.
Не одиноки, по словам А. Воронкова, и случаи отключения целых общежитий от обеспечения водой, газом или теплом. Так, например, здание ОАО Черновицкая фабрика верхнего трикотажа «Виктория» отключили от газообеспечения… еще в 96-м году. И это несмотря на то, что по действующему законодательству жилые дома отключать от жизненно необходимых услуг запрещено. Зачастую организации-поставщики этих услуг жалуются на неуплату самих потребителей. Кроме того, отсутствие у многих жителей счетчиков не позволяет сделать расчет за услуги пропорциональным размеру потребления. Однако, как говорит А. Воронков, создается впечатление, что отсутствие счетчиков выгодно самим поставщикам. Например, у одного из облводоканалов из 90 тыс. пользователей только 7 тыс. расходуют воду по счетчику, что дает возможность «списывать» до трехсот литров воды в сутки на одного человека, и тем самым перекрывать собственные «производственные потери». В Черновицкой области одно из предприятий насчитало плату за газ не только по показателям счетчика, но и выше нормы потребления. Есть, оказывается, одно «хитрое» постановление правительства, согласно которому при отсутствии горячей воды потребителю обязательно «добавят» на газе. Поскольку, по логике разработчиков документа, человек израсходует лишнее «голубое золото» путем нагревания воды на плите.
В целом, Законом 99-го года «О внесении изменений в Закон Украины про передачу объектов права государственной и коммунальной собственности» предусмотрена передача ведомственного жилья на содержание местных бюджетов. Вот только смена балансов для таких зданий может произойти лишь при обоюдном согласии и с обязательным условием паевого участия в размере 30% от суммы содержания для бывшего владельца дома. Областные администрации можно понять: бюджет-то не резиновый, поэтому выступить в роли мецената и пытаться «починить» зачастую аварийные ведомственные дома не представляется возможным. Однако получается, что для многих предприятий-банкротов данный вопрос может так и остаться трудноразрешимым. Ведь даже в благополучном Киеве, где установлен четкий график передачи этих домов, за шесть лет успела обрести хозяина только половина ведомственных жилищ.