Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Музыка для трех

Скрипач, пианистка и «комната»
11 апреля, 2002 - 00:00

«Камерная музыка» — действительно, музыка, которую играют в «камере». А «камера» в переводе с итальянского звучит как «комната». Конечно, понятие «комнаты», как и многого в нашем мире, здесь является в общем условным — может звучать ( и звучит) где угодно. А все же само название «музыкальной комнаты», на протяжении четырех веков ее существования, декларирует сознательную альтернативу относительно музыки больших залов и площадей. И дело не только в количественном составе исполнителей и слушателей. «Комната» — это узкий круг избранных, не случайных людей. Людей, которые способны передать друг другу свои самые личные, наиболее интимные переживания, тонкие, едва уловимые градации чувств и мыслей. Это музыка для нескольких, и музыка для каждого. Сейчас — это музыка для трех. Для Скрипача и Пианистки, которые находятся на сцене, но и для Слушателя, который находится в зале. Потому что без него эта музыка не состоится. Мы на концерте дуэта Германа Сафонова и Елены Строган.

Вот звучит соната Фа мажор Вольфганга Амадея Моцарта. Стройная, изысканная, утончена оболочка, наполнена внутренней экспрессией чувства. Сосредоточенное «адажио», может, немножко меланхоличное. Бесконечный поток светлой энергии финала, одетый в грациозные па. Все умное и прекрасное имеет свои границы, безгранична только нелепость...

А вот другой мир — мир романтиков. Первая соната для скрипки и фортепиано Йоганеса Брамса. Порыв, поиск, утверждение, сомнение, кульминация противостояния... и светлая элегия. Сонатина № 3 Франца Шуберта — снова контрасты света и тьмы, лирики и трагического надлома, и, конечно же, утверждение, декларация человеческого «я», которое, безусловно, имеет право и противостоять всему миру, возвышено, воспевая прекрасный идеал, и непринужденно раствориться в кокетливой самоиронии.

Творческий дуэт Германа Сафонова и Елены Строган существует с 1990 года. С 1997 г. они являются солистами Национальной филармонии Украины. В их творческом багаже — исполнение наиболее разнообразных по жанрам и стилям произведений классиков и современных композиторов, участие в международных фестивалях «Киев Музик Фест», «Музыкальные диалоги», «Аполония» (Болгария),«Фестиваль К. Ши мановского» (Польша), гастроли во многих городах Украины и за границей. Плодотворнее всего, по- видимому, дуэт работает над исполнением современных музыкальных произведений. Первым, очень удачным шагом молодых музыкантов является запись скрипичной сонаты (№ 2) классика XX ст., американского композитора Ч. Айвза, сделанная на украинском радио, фактически открытие этого произведения украинскому слушателю. В концертной биографии дуэта — как исполнение неизвестных в Украине произведений выдающихся европейских авторов современности — Й. Квандала, Е. Блоха, Е. Кренека, так и пропагандирование на родине и за границей украинской современной музыки (в частности, очень высоко оценена премьера масштабного произведения «Вінок посвят» В. Губы).

Возможно, благодаря этому, наилучшим эпизодом в концертном выступлении дуэта, которое состоялось недавно в зале Национальной филармонии, стало выполнение скрипичной сонаты Цезаря Франка, французского композитора. Он творил во второй половине ХIХ века, но как будто предчувствовал в своей музыке импрессионистические интонации Равеля и Дебюсси и даже терпкие драматические гармонии ХХ века. Беспрестанное блуждание в полутонах чувств между расплывчатыми контурами прекрасных неясных образов (первая часть), трагически-одухотворенная тема «аллегро» (вторая часть), «речитатив» — свободное, беспристрастное высказывание, которое переходит в «фантазию» — страстную исповедь музыканта, выражение того, что возможно, единственное и имеет действительный смысл. Заканчивается это произведение (а вместе с ним — и выступление дуэта) бодрым «алегретто поко моссо» — трагические интонации как будто растворяются в беспрерывном переменчивом потоке, и на смену им приходит новая, светлая тема. Мне кажется, что это тема Надежды.

Оксана ЛЕТИЧЕВСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ