Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Уроки музыки

21 декабря, 2001 - 00:00

На протяжении десятилетий у нас выработалось отношение к искусству как к развлечению. Музей воскресного дня — по большей части как дополнение к кафе-мороженому, песня — так чтобы непременно танцевальная. Наверное, именно поэтому вкладываются огромные средства в шоу-бизнес. Конечно, во время развлечений мысль работает минимально — о самоусовершенствовании речь не идет... Украинские профессиональные музыканты, которые с концертами объехали полмира, рассказывают, что в европейских странах к музыке отношение совсем другое. Там серьезные банки и корпорации финансируют серьезную музыку. Глава правления Союза композиторов Украины Михаил Степаненко, например, не может себе представить, чтобы глава бундестага или же французского парламента не знал классической музыки. Без этого он не попал бы в высокую политику. У нас же, иногда, если ты мало-мальски разбираешься в искусстве, то уже — «слишком умный», а следовательно — не «свой парень», чужак. А отсюда и отсутствие культурной политики как таковой, ибо, выясняется, что у нас с вами на нее недостаточный спрос. Однако корни, наверное, прячутся глубже. Сравните несколько цифр.

В 1985 году в Украине работало 143 вечерних школы общего музыкального образования (не путать с детскими школами). Через десять лет их осталось... три. Количество учеников при этом сократилось в 30 раз. Таких школ и дальше становится все меньше, как и кружков прикладного искусства, абонементных оздоровительно- спортивных групп... Самое первое, что приходит в голову, — у государства (местной власти) нет средств, чтобы содержать эти заведения, а люди не имеют возможности оплачивать занятие. Если бы изменить взгляд...

Скорее всего, расстояние между этими цифрами — тысячи лишенных возможности приобщиться к миру музыки людей — свидетельствует о потере желания учиться, расти духовно. Невозможность этим заниматься, что, действительно, иногда имеет место, совсем иного характера. Вспомните, когда ваш отец — в прошлом заядлый рыбак — в последний раз ради собственного удовольствия держал удочку? Попробуйте объяснить, почему в большинстве своем реже ходим в гости, выбираемся на природу, а выходные мечтаем провести (если дачный сезон позади) дома, в тишине и покое? И часто ли придет в голову посмотреть на звезды?.. Взаимопроникновение, взаимопрорастание безумного темпа повседневности ради хлеба насущного и блуждание в поисках потерянных ориентиров, а с ними внутренней оси, наваливается на нас физической и душевной — всеохватывающей — усталостью, и в конечном счете, не оставляет ни одного шанса возникнуть этим желаниям. Заниматься любимым делом, общаться, познавать прекрасное. И не имеет смысла, государственный деятель вы или рядовой гражданин. Разве что от первого определенным образом зависит культурное развитие всего государства, а на совести второго — как минимум — состояние его внутреннего источника, из которого пьют собственные дети...

Слава Богу, нашим детям музыкальных школ хватает. Их, как и детских школ искусств, каждый год все больше. Хватает и средств, и энтузиазма — и у государства, и у заинтересованных родителей. Впрочем, и при таких благоприятных условиях, важно убедиться, что ребенок тянется именно к музыке, а не к рисованию, танцам, математике. Не допустить, чтобы музыкальная школа, а возможно, и личный учитель музыки вашего малыша стали без нужды неотъемлемой частью так называемого «джентльменского набора»: «Мерседес», сотовый телефон, экономка, гувернер... Тем более, не нужно «выдавливать» из ребенка вундеркинда или гения (часто, чтобы похвастаться перед другими мамами-папами способностью своего малыша). Иначе — неминуемо отклонение. И дома — не захватывающие разговоры об уроках музыки, а телевизионные и компьютерные «звездные войны».

О том, какие черты одержат верх у пока что пластилиновых характеров, благодаря увлечению детьми современными боевиками, спорить не приходится. Страшнее всего другое: свои земные проблемы, недостатки, страсти мы перенесли в Космос (!), поселили в нем вооруженных, жадных к власти людей, программируя, таким образом (для этого достаточно уже наших мыслей), детское сознание и будущее.

Как в завтрашнем Космосе будут сосуществовать рядом с этим темным миром звуки музыки, способные в тонких космических структурах расщепляться на тысячи новых оттенков красоты, добра, гармонии? Уместив в себе реальность завтрашних контрастов, удостоится ли кто-то дара слышать более, чем две тысячи нот (обычный человек слышит три нотных октавы), как малоизвестный «мастер звона» Константин Сараджев, или, как великий Моцарт, чувствуя внутри себя музыку, которая звучит в сотни раз большем темпе, чем ее можно записать нотами и исполнить на фортепьяно?..

Возможно, прагматикам трудно поверить в такие, якобы невероятные, вещи. Тайны и возможности музыки им раскрывают несколько другие факты и примеры. По-видимому, примут во внимание наблюдение британских медиков: дети, которых в раннем детстве учат игре на фортепьяно, имеют лучшие успехи в математике и быстрее овладевают компьютерными примудростями — абстрактный мир музыки стимулирует работу обоих полушарий мозга. Символическим является то, что высококлассные музыканты на удивление точно способны расставить политические акценты. Наверное, это яркая иллюстрация мысли автора трактатов о государственности Платона, который считал воспитание в музыке (в наиболее широком понимании слова; смотри трактовку древних афинян) самым главным: благодаря такому воспитанию ритм и гармония глубоко укореняются в душе, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим.

Елена ИВАЩУК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ