Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Феномен Бортнянского

Заканчивается объявленный ЮНЕСКО год композитора
19 декабря, 2001 - 00:00

Фигура композитора Дмитрия Бортнянского занимает особое место в истории музыкальной культуры. Родился в Украине 250 лет назад, учился в Италии, жил и работал в Петербурге. И украинцы, и россияне могут в равной степени считать Бортнянского национальным классиком, поскольку значение его деятельности в профессиональном музыкальном развитии обоих этих народов не вызывает сомнений.

Некоторое время он занимал должность главного капельмейстера при дворе будущего императора Павла I, супруга которого, Мария Федоровна, была известной любительницей искусства и даже неплохой музыкантшей; потом возглавил знаменитую Придворную певческую капеллу (ныне — Академическая капелла им. М.Глинки), которой руководил на протяжении тридцати лет. Кроме блестящего владения композиторским и исполнительским музыкальным искусством, Бортнянский знал пять иностранных языков, был признанным знатоком живописи, членом Академии художеств. Под руководством Бортнянского происходило историческое реформирование православного церковного пения на просторах Российской империи.

Придворная певческая капелла, основанная еще Петром I, под управлением Бортнянского особенно расцвела. Все певцы капеллы (на девяносто процентов состоявшей из украинцев) были высокопрофессиональными музыкантами, способными исполнять самые сложные музыкальные произведения. И хотя в творчестве Д.Бортнянского представлены все музыкальные жанры того времени — он писал и оперы на французские и итальянские тексты, и вокальные и инструментальные произведения, настоящими шедеврами являются именно его духовные хоровые концерты, воплощение высокого искусства европейской полифонии и традиций украинского хорового пения.

Феномен Бортнянского заключается и в том, что с годами интерес к его творческому наследию не ослабевает, а наоборот, все более усиливается — исполняется все больше его произведений, в том числе и ранее неизвестных, найденных в архивах. И это происходит не только в Украине и России — интерес к композитору возрастает во всем мире. Это подчеркивает тот факт, что нынешний юбилейный год провозглашен ЮНЕСКО годом Бортнянского.

Организаторы фестиваля «Дмитрий Бортнянский и мировая музыкальная культура», состоявшегося 5 — 11 декабря, приложили немало усилий для того, чтобы как можно полнее осветить творческую личность композитора, значение его деятельности в историческом и современном культурном контексте. В рамках проекта состоялась и научная конференция, где в числе приглашенных были как ведущие музыковеды из различных регионов Украины, так и известные исследователи творчества композитора из Москвы и Санкт-Петербурга. Была идея пригласить в Киев и Академическую капеллу им. М. Глинки, но в настоящее время это оказалось чересчур дорогим удовольствием, с точки зрения «культурных» чиновников обеих стран. Но, к счастью, руководитель капеллы В.Чернушенко смог передать в Киев ноты неизвестных ранее в Украине произведений композитора, которые были исполнены на фестивале.

Музыка Д.Бортнянского звучала не только в Киеве — торжественное открытие фестиваля проходило в Глухове, на родине композитора. Именно здесь в ХVIII в. находилась известная Глуховская певческая школа, из которой, как правило, и отбирались мальчики для придворной капеллы в Петербурге. Приятно, что и сегодня музыкальные традиции этого прекрасного города продолжаются в деятельности местных коллективов, принявших участие в фестивале — Народного хора духовной музыки и молодежного вокального ансамбля под управлением Екатерины Кобзарь, инструментального ансамбля Глуховской школы искусств (руководитель — Михаил Смоленский).

Муза великого Маэстро наведалась и в Чернигов, где выступил один из самых ярких музыкальных коллективов фестиваля — Черниговский камерный хор, носящий имя Д.Бортнянского (руководитель — Любомир Боднарук). Также состоялось выступление детского хора «Сяйво» из Нежина (руководитель — Сергей Голубь) и киевских музыкантов.

Как уже отмечалось, творческое наследие Бортнянского включает в себя огромное количество произведений различных жанров. Камерные инструментальные и вокальные сочинения были представлены в зале киевского Дома ученых на концерте ансамбля солистов «Киевская камерата» (руководитель — Валерий Матюхин). Воплощению в творчестве Маэстро светской тематики «галантного века» было посвящено первое отделение следующего концерта в Малом зале филармонии — коллективом «Камерной оперы» (художественный руководитель — Наталья Свириденко) была представлена сцена и финал I действия оперы «Сокол». Я думаю, что все присутствующие в зале получили большое удовольствие от этой живой, динамичной постановки, блестящей комедийной игры актеров-солистов и прекрасного аккомпанемента инструментального ансамбля, звучание которого поддерживало полную ассоциацию с оперным спектаклем ХVIII века. Каскад галантно-изысканных впечатлений был продолжен в выступлениях Светланы Шабалтиной (клавесин) и певицы Тамары Коваль, очень артистично представившей несколько романсов на стихи Ф. Г. Лафермьера. Второе же отделение этого концерта, по выражению одного из организаторов, было восхождением «от земного к небесному» — в нем прозвучали духовные сочинения в исполнении детских и молодежных хоровых коллективов. Весьма значительную программу из произведений Бортнянского представил Народный художественный хор «Вогник» (руководитель — Светлана Степаненко). Следующий же коллектив — детско-юношеский хор «Відлуння» храма Пресвятой Троицы г. Дрогобыча (регент — Надежда Бунь) — оказался настоящим откровением, открытием фестиваля. Светлое, звонкое, полное мистического вдохновения звучание детских голосов в исполнении коллектива сочетается с безупречностью интонирования и стройностью вокального ансамбля. Выступление «Відлуння» навело меня на мысль об особой манере и традициях высокопрофессионального церковного пения, которое, невзирая ни на что, все-таки сохранилось в Украине и в наше время имеет надежду на возрождение. Событием фестиваля было и выступление смешанного хора Киевского музыкального училища им. Р. М.Глиера (руководитель — Зоя Томпсон), который именно в этот день отмечал годовщину со дня своего первого появления перед публикой.

Органичным, логичным завершением фестивальной программы был большой хоровой концерт в Колонном зале Национальной филармонии. На нем был представлен ряд гениальных шедевров Мастера и целое созвездие высокопрофессиональных хоровых коллективов — смешанный хор Национальной радиокомпании Украины (художественный руководитель — Виктор Скоромный), хор Киево-Михайловского Златоверхого собора (регент — Мстислав Юрченко), как всегда яркий и волнующий женский хор Киевского музыкального училища под управлением Галины Горбатенко. В исполнении хора «Крещатик» (руководитель — Лариса Бухонская) впервые в Украине прозвучали фрагменты «Немецкой обедни», еще раз порадовало слушателей выступление Черниговского камерного хора. Грандиозным заключительным аккордом концерта и всего фестиваля впервые в Украине прозвучал Концерт для двух хоров с оркестром «Тебе, Бога, хвалимо» в исполнении бесспорного лидера современного хорового процесса в Украине — Национальной академической капеллы «Думка» (руководитель — Евгений Савчук).

Оксана ЛЕТИЧЕВСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ