Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Излечение провокацией

18 декабря, 2001 - 00:00

Структурирующая идея экспозиции — своеобразный культурный реэкспорт талантов. В Центре собраны произведения художников — выходцев из Украины. Олег Кулик, к примеру, представил свою уже демонстрировавшуюся в Москве серию фотоколлажей, где парочка гомо сапиенсов спаривается на фоне чучел зверюшек и птичек. При этом животные выглядят более четко и реально, чем люди. Постоянно декларируемая Куликом борьба за права животных приобретает с каждым разом формы, все более приближенные к стилю глянцевых журналов. В отдельном зале демонстрировалась новая видеоработа Александра Ройтбурда, бывшего одессита, ныне проживающего в США. Черно-белое видео представляет собой часто нарезанный монтаж из кинолент Дзыги Вертова, порнофильмов и съемок в анатомическом театре. Ройтбурд выбрал беспроигрышный вариант, ибо образы Вертова, при всем желании, испортить невозможно.

Из других работ стоит выделить перформенс Тараса Полатайко, — красный овал с нарисованным разрезом (своеобразный римейк холста Лючио Фонтаны) висит на стене, напротив сидит прилежная старушка и вышивает ту же картину на специальном станке. Живописец Тиберий Сильваши выступил в несколько необычном соавторстве с фотографом Игорем Гайдаем — их совместный объемный коллаж встречает публику в преддверии выставки. Киевлянин Илья Чичкан название «брэнд» понял буквально и выставил духи собственного производства, проведя мини-презентацию по всем канонам коммерции.

Однако, вне сомнений, центральным элементом всей акции, собственно, и ставшим причиной ажиотажа, является портрет «Тараса Шевченко», приписываемый организаторами и «Фондом Мазоха» (в него входят Игорь Дюрич и Игорь Подольчак) кисти Давида Бурлюка. Весь ритуал показа раритетного полотна соблюден. Зрители идут к реликвии по красной ковровой дорожке, сама картина покоится на отдельном стенде под стеклом, а по бокам ее стоят два каменнолицых стража в униформе милицейского отряда «Титан». История картины, многократно изложенная в киевской прессе, детективна и таинственна. Этот «Шевченко» считался утерянным, прошел через разнообразные передряги, наконец, был куплен за приличную сумму на прошлогоднем аукционе «Сотбис» состоятельным диаспорным коллекционером, последний же любезно предоставил холст для экспозиции в Киеве. На официальном сайте «Сотбиса» «Портрет Тараса Шевченко» присутствует среди проданных лотов. Это настоящий Бурлюк, добротно и реалистически нарисовавший Кобзаря.

Но даже если бы это была мистификация, то ее авторы были бы достойны бурных, продолжительных аплодисментов. Суметь создать мощный артефакт со своей собственной историей, мифологией и всеобщей политико-художественной эйфорией — для этого надо быть очень талантливыми провокаторами.

Провокация, как ни парадоксально, состоялась. Потому что именно украинскость выставленных произведений стала действительно популярным брэндом, востребованной и спрашиваемой торговой маркой. Одним словом, за считанные дни достигнут эффект, которого уже более десяти лет не могут добиться власть предержащие, призывающие «купувати українське»...

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ