Ровно год назад состоялась премьера «Ревизора» — спектакля,
ставшего безусловным хитом киевского театрального сезона, который идет
с неизменным аншлагом. Однако, как известно, любой театр, даже прислушиваясь
к мнению профессионалов, жил, жив и будет жить мнением кассы. Мы лишь прервали
искусственно этот процесс лет на 80. А теперь все просто вернулось на круги
своя. И вместе со своим приходом в театр зритель привнес в него свой вкус,
свои пристрастия, свои желания, если хотите. Например, свою любовь к сюжету
и актеру в спектакле. Как оказалось, до дыр известный событийный ряд «Ревизора»
зрителю просто нравится.
А ведь история и впрямь замечательная и очень смешная.
И будучи освобожденной от шор навязчивой идеологичности, она стала в спектакле
театра им. Леси Украинки тем, чем и должна была быть, — историей о глупости,
пошлости, местечковом мещанстве и чиновничьей подлости. Темы по- славянски
вечные. Ю. Аксенову вслед за Гоголем, чтобы их представить, понадобилось,
в первую очередь, создать галерею типажей и перенести ее на сцену актерскими
средствами. Безусловный лидер спектакля — Юрий Николаевич Мажуга. Своего
Городничего он играет виртуозно, внеся в него все возможные актерские краски.
Когда спрашиваешь его об этой работе — слегка брюзжит, чуть кокетничает
(актерское кокетство — вещь, не зависящая ни от пола, ни от возраста, ни
от регалий), а на сцене явно получает удовольствие от всего происходящего
с ним и вокруг. Потому, скажем, встреча Городничего с Хлестаковым в трактире
часто превращается в почти концертный номер Ю. Мажуги и А. Мухарского.
И вот вам парадокс: режиссура явно недовольна, ведь это затягивает спектакль,
сбивает его ритм, партнеры томятся за кулисами. А зритель «ловит кайф».
Актеры бы еще потянули — он и на это был бы не в обиде. И, по сути, все
последующие реакции зала связаны с актерскими «вкусностями», например,
у Т. Назаровой (Анна Андреевна) или С. Озыряного (Земляника). И так все
три часа, пока длится «Ревизор».
«Маскарадные забавы» — еще одна премьера минувшего сезона.
Пьеса А. Богдановича была явно взята в репертуар с учетом зрительского
интереса. Тема закулисья, любовный треугольник (и не один!), юмор — все
компоненты как на подбор. Вот только не очень понятно было, что в ткани
и пространстве пьесы найдут для себя режиссер и исполнители. Безусловно,
М. Резникович решил эту профессиональную проблему с честью. Прежде всего,
найдя для «Маскарадных забав» форму музыкального действа, насытив спектакль
смыслом и эмоцией благодаря классической поэзии и композициям В. Шпаковской.
А что же актеры? Олег Треповский, исполнитель роли Карло
Гольдони: «Я почувствовал, что с этим спектаклем в мою актерскую работу
пришло новое качество. Может кто-то скажет: «поздновато». Ведь я на этой
сцене работаю уже восемь лет. Но сама форма спектакля для меня новая, непривычная
— и это рождает желание играть, требует иной техники и, в то же время,
дает много возможностей для актерского самовыражения».
Наталья Доля, исполнительница роли Маддалены: «Я пока не
чувствую, что сыграла в этой роли все, что можно. Я все время ищу для своей
героини какие-то новые грани характера, стараюсь сделать ее разной».
Вот вам и второй парадокс: у О. Треповского за плечами
опыт, скажем, «Истории одной страсти» или «Тойбеле и ее демона», он явный
«gene-premier» труппы, у Н. Доли — точно и разнообразно сыгранные героини
«Развода по- русски» или «Осенних скрипок». По сравнению с этими работами
«Маскарадные забавы» выглядят актерским детским садом. Но, видимо, все
зависит от той профессиональной планки, которую сам себе ставишь.
В сегодняшнем театральном искусстве с его абсолютной свободой
жанра и стилей случаются и иные парадоксы. В советские времена классика,
как известно, всегда была для любого театра творческой отдушиной. Теперь
же зачастую она становится причиной серьезной режиссерской головной боли.
Даже если это «light classic», как у Э. Скриба. Во-первых, играть «салонную
комедию» как таковую не очень интересно, во-вторых, наш театр не слишком
разбирается в ее законах, все-таки не наш это жанр... Но можно предложить
зрителю свой вариант комедии о том, как Маргарита Наваррская — воплощение
истинно женского начала, логики и способа мышления — переиграла короля
Карла Испанского — ходячий набор качеств, наиболее присущих мужчинам. При
этом постановщиком спектакля Л. Остропольским с помощью Э. Скриба и Э.
Легуве была сколочена лихо закрученная интрига. А с помощью художника спектакля
И. Несмиянова определилась весьма своеобразная и осовремененная «среда
обитания» персонажей. Гораздо сложнее оказалось найти тот способ актерской
игры, который бы наиболее соответствовал новому жанру «Тайн мадридского
двора». Пока здесь не наблюдается ни режиссерской твердой руки, ни актерского
понимания задач, а как следствие этого, сыгранности. И вместе с тем спектакль
подтвердил, например, склонность к острой внешней характерности у О. Роенко,
выявил замечательную органичность О. Когут. Вот и выходит, что пресловутое
«мнение кассы» и зрительских потребностей совсем не обязательно должны
входить в противоречие с профессиональной требовательностью. Остается лишь
надеяться, что предстоящие премьеры театра это подтвердят.