«Любая история — это откровение», — так начинается известный фильм Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис наших дней». Наверное, в этой фразе есть глубокий, потаённый смысл. Ибо любая человеческая история, даже сама банальная, открывает его душу...
...Как-то друзья пригласили меня в маленький, ничем особо не примечательный ресторан. По их хитрому виду я понял, что в заведении нас ждёт что-то необычное. Так и оказалось. Где-то посредине вечера на маленькую сцену поднялся молодой чернокожий и под рукоплескание завсегдатаев запел... украинскую народную песню «Несе Галя воду». Пел он весьма искусно и даже довольно сильный акцент не раздражал. Пропев ещё несколько народных шлягеров, негр с достоинством поклонился и удалился. Мои друзья предложили устроить интервью с исполнителем. Тем более что им очень хотелось самим поговорить с иностранцем, поющим украинские народные песни. С администрацией всё было улажено, и вскоре щуплый певец уже сидел за нашим столом.
«Только водкой его не поите», — попросил директор заведения. Пообещав, что не будем спаивать работника, мы приготовились слушать историю. Африканец откашлялся и слегка неуверенно начал свой рассказ.
Он родился в пригороде столицы небольшого западно-африканского государства Руанда, в достаточно благополучной семье. Отец был заместителем министра финансов, а мать — врачом-невропатологом. Боль шая семья жила в просторном доме с обширным апельсиновым садом. Мальчика назвали Жан-Клод. Родители, несмотря на своё весьма неплохое по местным меркам финансовое положение, не могли его отдать в какое- то уж очень привилегированное учебное заведение, и юный Жан-Клод учился в католической семинарии. Именно там он научился хорошо петь. Однако перспектива карьеры католического священника и связанные с этим тяготы безбрачия мальчика не привлекали, и родителям необходимо было думать о том, где же он сможет получить нормальную и престижную профессию. Тут как раз и подвернулся «большой друг» — Советский Союз, который с удовольствием брал на обучение африканцев. Родители пустили в ход свои связи, и уже вскоре юный Жан-Клод оказался в Украине. Небольшой западно-украинский областной центр, куда попал юный африканец, ему понравился. В институте инженеров водного хозяйства было немало выходцев из африканских стран, и они зажили весёлой студенческой жизнью. Всё, казалось бы, шло нормально — получив необходимые (возможно, не слишком обширные) знания по строительству, Жан-Клод отбыл бы на родину. Однако два события полностью изменили его судьбу.
На родине прямо в аэропорту был убит президент Руанды, и началась, как известно, гражданская война между двумя народностями, населяющими страну — тутси и бхуту. Мой новый знакомый, на своё несчастье, принадлежит к проигравшей племенной группе. Его родителям удалось бежать из охваченной войной страны. Однако всё имущество было потеряно. Жан- Клод долго ничего не знал о них. Теперь ему известно, что они живы. Вторым событием, изменившим жизнь юноши, стал развал Союза.
Какое-то время его жизнь шла по накатанной колее. Окончил институт, получил диплом и даже смог устроиться на работу по специальности. Проработать на стройке долго не удалось. Общий кризис молодой украинской экономики оставил без работы и новоиспечённого строителя. А тут ещё Жан-Клод решил жениться. Родился ребёнок. Нужно было срочно искать работу. А где её может в сегодняшней Украине найти иностранец? Тут и подвернулось предложение поработать в ресторане швейцаром. Согласился. Потом начал петь. Сначала песни Джо Дассена, а со временем — и народные украинские. Вот так и живёт.
Закончив свой рассказ, молодой негр грустно глянул на нас. Я не выдержал и задал вопрос, который так и крутился «на языке»: «На родину не тянет?»
— Тянет, конечно. Закрою глаза и вижу родной дом, вкус батата, он у нас так же популярен, как картофель в Украине. А что делать? Вернуться домой не могу. Убьют. Но ничего, сейчас «наши» собирают армию в соседних государствах и скоро вернутся на родину... Певец замолчал и начал прощаться. Его ждала работа. Пришла очередная компания, и нужно было в гардеробе помочь им раздеться.
Любая история — это откровение. Эта мысль ещё долго не давала мне покоя, и слушая, как Жан-Клод поёт песни Джо Дассена, я не мог отделаться от ощущения, что подобный монолог я уже где-то слышал. Потом понял. В одном из фильмов про «белую эмиграцию». Там в парижских ресторанах бывшие гвардейские офицеры, лишившиеся во время революции всего, тоже вспоминали родной дом и мечтали, когда они вернутся домой «со своей» армией. Я не знаю, как сложится дальше судьба моего нового знакомого. Может, он вернётся домой и со своей украинской женой присоединится к победившей племенной элите, а может останется и в конце-концов привыкнет к нашей жизни.