Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«События» и «общество»

По словам американского журналиста Дэвида СТЕРНА, именно эти украинские реалии в первую очередь интересуют редакторов газет в США
18 марта, 1996 - 19:20

Как известно, финансовый кризис существенно ударил по медиасфере. Ряд газет и журналов прекратили свое существование. Те же, кто остался на рынке, вынуждены были массово увольнять штатных сотрудников для экономии средств. Многие из журналистов вынужденно стали внештатными. Однако этот статус — не самый плохой вариант для журналиста. По крайней мере, западного. Об этом «Дню» рассказал Дэвид Стерн (David L. Stern), который работает фрилансером для изданий The Washington Post, International Herald Tribune, The New York Times, Financial Times, GlobalPost. Его специализация — Черноморский регион и страны бывшего Советского Союза. Свою карьеру Дэвид начал как тележурналист в Москве. Освещал войну в Чечне и первые демократические президентские выборы в России 1996 года. С 1998-го переехал в Баку. Сегодня Дэвид Стерн работает в Украине.

— Чем вас как журналиста прежде всего привлекает работа в Украине?

— Я работал во многих местах — в Москве, Баку, Тбилиси, Алматы, на Кипре. Россия мне не так интересна, как другие постсоветские страны. Потому что, если ты работаешь в России, ты должен писать только о России. А, живя в Баку, Тбилиси, ты открываешь для себя целую Азию. Живя в Украине, я также могу анализировать происходящее в России и одновременно — еще и в Молдове, Беларуси, странах Балтии. Отсюда близко и до Центральной Азии.

Украина, в отличие от стран Западной Европы, — это бывшая советская республика. Ваши официальные лица не всегда соглашаются говорить со мной. Люди до сих пор боятся. Но не того, что их арестуют, а того, что будет какая-то непредсказуемая реакция на публикацию их высказываний. Кроме того, я часто сталкиваюсь с тем, что западных журналистов воспринимают исключительно как папарацци, которых интересуют только скандалы. В действительности же то, что больше всего интересует редакторов американских изданий, — это важные события или интересные социальные материалы. В целом Украина (равно как и Грузия) интересует американцев больше, чем Центральная Азия или Кавказский регион. Но это любопытство не становится осведомленностью. Что американцы знают об Украине? Постоянные конфликты с Россией.

За время моей работы в Украине каких-либо неприятных ситуаций не случалось. Бывают, скорее, недоразумения. Например, просят перед публикацией согласовывать материалы. Я могу показать цитаты, которые намереваюсь использовать в материале; информацию, которую я от человека получил, чтобы проверить фактаж, но переписывать слова героя интервью, мол, он имел в виду что-то совсем другое, — это нечестно. Эти правила журналист должен устанавливать четко и сразу.

— Почему вы избрали для себя именно фриланс, а не штатную работу журналиста?

— Сегодня ситуация с работой для журналистов в мире не самая лучшая, тем более для тех, кто стремится работать за границей. Почти у каждой газеты разветвленная сеть корреспондентов по всему миру. Поэтому нужно выбирать страну, в которой еще нет собственного корреспондента, и предлагать газете свои услуги.

Журналист может быть стрингером, суперстрингером и стафом (stringer, super stringer, stuff. — Авт.). В первых двух случаях идет речь о фрилансерах, то есть о внештатных журналистах. Лучше всего быть суперстрингером (это внештатный журналист, имеющий контракт с редакцией), потому что это дает определенную стабильность, в отличие от работы стрингером (это внештатный журналист, у которого никаких контрактов нет). Плюс суперстрингер может работать также для других изданий.

Прежде чем начать работать фрилансером, нужно взвесить все «за» и «против», ведь в этой работе есть как позитивные, так и негативные моменты. Преимущества фриланса заключаются в том, что вы можете выбирать любую тему, но при условии, что найдете на нее покупателя. А главный недостаток — в том, что отсутствует система поддержки: нет тех ресурсов, которые имеет газета, людей, которые бы находили нужную тебе информацию, нет времени и гарантий безопасности. Кроме того, фрилансеров, в отличие от штатных работников, не всегда печатают. Хотя всегда оплачивают время и усилия, потраченные на подготовку статьи, тема которой была предварительно согласована с редактором. Даже если материал по той или иной причине не был опубликован.

Анна ПОЛУДЕНКО, Мария СЕМЕНЧЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ