О преимуществах и недостатках вступления Украины в Таможенный союз (ТС) говорилось и писалось очень много. Вроде бы уже все обговорено. Однако экономический анализ неполноценен без учета политической составляющей вопроса.
Когда мы говорим о Таможенном союзе, необходимо уточнить: ТС — это экономический союз или экономическо-политический, да еще с довеском военно-политического (если вспомнить, что в официальных документах ЕврАзЭС используется наименование «Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества»)? До 2015 года ЕврАзЭС планируется трансформировать в Евразийский Союз (ЕАС).
По замыслу его «изобретателя» В. Путина, ЕАС должен стать аналогом ЕС в европейской и азиатских частях СНГ. Это проект конфедеративного союза суверенных государств с единым политическим, экономическим, военным и таможенным пространством, единой валютой, создающийся на базе ЕврАзЭС, ЕЭП, ОДКБ и ТС.
Один из лидеров единороссов Борис Грызлов в статье «Будущее за нами» раскрыл одну из «тайн» создания ЕАС. В России считают, что это позволит России стать еще одним мировым полюсом влияния. Но... фундаментом решения всех стратегических задач является человеческий ресурс. И решение этой задачи особенно проблематично для России, которая, занимая первое место в мире по размеру территории, имеет население всего около 143 млн человек. Если сравнивать территорию и население США и РФ, то для РФ желательно иметь от 400 до 600 млн человек. Вот почему в 2008 году лидер «Единой России» Борис Грызлов, выступая на съезде партии, заявил: «200 миллионов человек — вот та численность населения, которая минимально необходима России». «Единая Россия» поставила эту задачу на первое место в своем программном заявлении. Партия подтверждает приоритет задачи сбережения народа, отметил Грызлов. В решении задачи увеличения численности населения «должна сыграть свою роль и программа содействия переселению соотечественников, которую необходимо нацелить на развитие районов Забайкалья, Дальнего Востока».
Как же Россия в ускоренном темпе создает ЕАС, ибо мы уже разобрались, что ТС, куда агитируют вступать Украину, это промежуточный, хоть и очень важный, этап в его создании? Будет ли жизнеспособным ЕАС, или его постигнет судьба СССР? План создания ЕАС предусматривает его реализацию по проторенной дороге формирования ЕС. Только не за 40 лет, а за 20 — в стиле традиций СССР: даешь пятилетку за два года! Сомнения в жизнеспособности ЕАС подкрепляются достаточно сложной историей самого ТС.
Первая попытка создания ТС была в 1995 году: Казахстан, Россия, Беларусь, в 1996 г. — присоединившаяся Киргизия, а в 1998 г. — Таджикистан и в 2006 г. — Узбекистан подписали договор о создании Таможенного союза. Одной из причин создания ТС образца 1995 г. (ТС95) была та, что «...Россия просто не в состоянии выдержать полноценную конкуренцию высокоразвитых государств, находящихся с ней в разных «весовых категориях». В этих условиях именно взаимодействие (и конкуренция) с партнерами по ТС и другими странами СНГ во многом способствует укреплению производственного потенциала РФ». А как недостаток: «...такой союз способствует консервации технологической отсталости экономики России, поскольку обеспечивает практически гарантированные поставки ее низкокачественных товаров на невзыскательные рынки государств-партнеров (как и поставки столь же низкокачественных товаров этих стран на российский рынок) и ограждает промышленность России от благотворной для нее конкуренции третьих стран (особенно высокоразвитых)».
Различные экономические интересы стран-участниц не позволили им согласовать общий перечень тарифных и нетарифных изъятий из режима свободной торговли, унифицировать положения двухсторонних соглашений о свободной торговле и соответствующих протоколов об изъятиях из этого режима. Это привело к возникновению новых ограничений и препятствий даже во взаимной торговле. Резко возрос поток контрабанды через внешние границы ТС. Коррупция расцветала «махровым» цветом. Принятые решения некоторыми членами ТС игнорировались. В результате Таможенный союз образца 1995 г. несколько лет существовал номинально и официально не ликвидирован.
В 2000 году главами государств Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана и Киргизии был подписан Договор о создании ЕврАзЭС. Договор предусматривал торгово-экономическое сотрудничество для достижения целей и задач, определенных Договором ТС95, а позднее и Единым экономическим пространством (ЕЭП) на основании базового соглашения по формированию ЕЭП, подписанном в 2003 году. В основу ЕЭП был положен базовый принцип четырех свобод ЕС: торговля товарами, услугами, передвижение финансового капитала и людей.
Через короткий промежуток времени появились проблемы. По информации эксперта Российского института стратегических исследований Аждара Куртова, беспристрастная макроэкономическая статистика свидетельствует о резком замедлении темпов роста торговли внутри стран Таможенного союза. Беларусь и Казахстан обеспокоены экспансией российского бизнеса. Их экономический потенциал слишком слаб, чтобы конкурировать на равных на территории России. Возникли проблемы со свободным перемещением рабочей силы. Обострились угрозы национальной безопасности: проникновение наркотиков, радикального исламистского экстремизма, формирование криминальных многонациональных группировок и многое другое.
Созданная Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), по сути, «правительство» Евразийского экономического союза, не контролируется парламентом, который «забыли» создать. Граждане России, Беларуси и Казахстана фактически лишены возможности влиять на работу такого «правительства».
В 2007 г. был дан старт «обновления» Таможенного союза (ТС07). Его членами стали Россия, Беларусь и Казахстан. Остальные члены ТС95 и другие потенциальные кандидаты на вступление пребывают в глубоких раздумьях о целесообразности такого решения — в том числе и Украина. В декабре 2010 г. на саммите ЕврАзЭС в Москве была достигнута договоренность о создании Евразийского союза (ЕАС) на базе ЕЭП в составе Беларуси, Казахстана и России.
ТС07 был сформирован в 2007 г., но только в 2011-м он начал работу. Таможенный контроль перенесли на внешние границы ТС. И какие же преимущества ТС07 перед ТС95? Есть, конечно, но основные недостатки те же, что и раньше.
Подводным камнем, который сделал большую пробоину в «новом корпусе» ТС (ТС95 мы уже не вспоминаем, условно считаем, что он «утонул»), оказалась все та же «непобедимая» коррупция на просторах СНГ. Сможет ли ТС «залатать» эту «пробоину»? Есть серьезные сомнения. Напомним, что по Индексу восприятия коррупции за 2012 г., Украина заняла 144-е место из 174 позиций, Россия и Казахстан — 133, Беларусь — 123. Ядро ТС пребывает в зоне так называемой тотальной коррупции.
Россияне жалуются, что контрабанда прорвала Таможенный союз. Оказывается, что достоверной статистики об импорте товаров внутри ТС не существует. А это приводит к тому, что половина товарооборота в ТС находится в тени. Упрощенная проверка таможенниками привела к резкому росту контрабанды. По словам статс-секретаря из Федеральной таможенной службы (ФТС) России Татьяны Голендеевой, сейчас невозможно понять, какие товаропотоки идут из Беларуси в Россию, из России — в Беларусь и Казахстан.
Снятие внутренней таможенной границы облегчило работу бизнеса, но только в Беларуси и Казахстане, а российские производители страдают от засилья контрафакта. Россия считает, что отсутствие достоверного учета импорта — это осознанная государственная политика членов Таможенного союза, за счет которой экспортеры пополняют бюджет валютой. Эксперты называют таможенную политику ТС «государственной контрабандой».
Учитывая, что значительная часть контрабанды из европейских государств и Китая в Россию поступает через таможни Беларуси и Казахстана, россияне считают целесообразным на основных таможенных постах, на внешних границах разместить российских таможенников. Если Украина вступит в ТС, то она также в перспективе будет иметь шанс получить в «подарок» на некоторых таможенных постах российских таможенников.
ТС, к вступлению в который настойчиво приглашают Украину, — парадный вход в ЕврАзЭС, трансформируемый со временем в ЕАС, составной частью которого является ОДКБ. В ОДКБ планируют разработать единые стандарты для вооружения и военной техники. Любопытно, что военная форма для членов ОДКБ планируется единой, а в поставке вооружения, естественно, будет доминировать российский ВПК.
Если Украина станет членом ТС, то вероятность того, что она станет членом ЕАС близка к 100%. А значит, и членом ОДКБ. В этом случае украинскому ВПК угрожает перспектива превращения исключительно в субподрядчика российского ВПК. Все готовое вооружение будет закупаться у России. Перспективы получить вместе с россиянами монополию на обеспечение вооружением стран участниц ОДКБ могут войти в конфликт с национальными интересами государств-партнеров. Так, Казахстан, активный член ОДКБ, закупил в ЕС восемь единиц военно-транспортного самолета C-295 (который по основным показателям значительно превосходит Ан-26), шесть вертолетов ЕС-145 и открыл завод по их производству. Казахстан массово закупает вооружение в Израиле. Совместно с Украиной разрабатывает производство бронетранспортера БТР-4, а итальянские фирмы помогают модернизировать танк Т-72. Всего же на покупку иностранных вооружений Казахстан за последние два-три года истратил более 3 млрд дол.
Александр Собянин, российский политолог, руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества утверждает: «Политики и люди видят, что у России отношение к Евразийскому союзу не вполне честное. Так как говорится одно, а имеется в виду и делается в реальности другое. Не озвучивается то, что России Евразийский союз нужен для того, чтобы просто выжить, поскольку существует ряд глобальных экономических и военно-политических вызовов, с которыми России было бы тяжело, почти невозможно справиться в одиночку. И вот эта простая истина не оглашается, что и способствует созданию пространства домыслов и плохой для нас интерпретации в странах ближнего зарубежья того, чего на самом деле хочет Россия и какова ее позиция».
ВЫВОДЫ
Вступление Украины в ТС даст кратковременные заметные экономические дивиденды, как это уже просматривается по опыту первых лет членства в ТС Беларуси и Казахстана, но в недалеком будущем может привести к очередному экономическому и политическому кризису вплоть до полной потери Украиной суверенитета. Успешное существование и развитие ТС в составе России, Беларуси и Казахстана, а также при ожидаемом его расширении за счет Киргизии, Таджикистана, возможно только в случае выхода этих государств из зоны «тотальной» коррупции. Присоединение к ТС одного из «лидеров» коррупционных государств мира — Украины — его только ослабит.
ТС наиболее полно отвечает политическим и экономическим интересам России в случае ее абсолютного доминирования в этом союзе. То, что этот проект для Украины, по сути, политический, подтвердил президент России В. Путин на очередной встречи с Президентом Украины В. Януковичем 4 марта этого года.
Экономические и политические дивиденды от вступления Украины в ТС в стратегической перспективе могут быть не только нулевыми, но и отрицательными, поскольку ЕАС, составляющей которого является ТС, скорей всего не выдержит конкуренции в Средней и Центральной Азии с ШОС, в котором доминирует Китай с перспективой, что полноправным членом этой организации станет Индия.