Госпрограмма активизации развития экономики на 2013—2014 годы обязала муниципалитеты покупать городской транспорт отечественного производства (от «Богдана», «Львовского автобусного завода», «Южного машиностроительного завода», «Татра-Юг», «Бориспольского автозавода» и др.). Что ж, логика правительства понятна: покупай свое — поддерживай экономику. Но надо сказать, что в последнее время украинский рынок городского транспорта все больше привлекает иностранных производителей, которые кроме продаж своей продукции также заинтересованы в создании совместных предприятий. Дополнительным стимулом для них послужило и обязательство обновлять электротранспорт за счет техники со степенью локализации производства в Украине не менее 80%.
Примером такой кооперации является выпуск узкоколейного трамвая предприятия «Электронтранс», где в соучредителях — немецкая компания TransTec Vetschau GmbH (производит железнодорожные и трамвайные трансмиссии) и львовский «Концерн-Электрон». Во всяком случае, то, что 80% его конструкций— украинского производства, в конце июня утверждал вице-премьер-министр Александр Вилкул. «Это самая передовая техника, которая по комфорту, безопасности, энергосбережению, уровню шума отвечает всем современным европейским требованиям, предъявляемым к городскому электротранспорту», — расхваливал тогда чиновник новый трамвай во время презентации. Прошлым летом «Электронтранс» победил в тендере на производство трамвая для КП «Львовэлектротранс», предложив самую низкую цену — 11,9 миллионов гривен. Потребность в 150 таких машинах есть также у других украинских городов с шириной трамвайного пути в 1 метр: Житомира, Винницы, Евпатории.
Недавно о намерении производить в Украине трамваи и компоненты для них заявила одна из трех крупнейших мировых производителей железнодорожного транспорта французская Alstom. Сборку 25- и 32-метровых машин планируют запустить на мощностях холдинга ЛАЗ уже в следующем году, производиться должно 20 штук в год. Как сообщили в компании, Alstom будет поставлять оборудование, которое не производится в Украине — тяговые системы, тележки. Согласно информации производителя, изначально степень локализации будет на уровне 20%, а за 5—6 лет планируют ее довести до 70%.
В пресс-службе ЛАЗ «Дню» уточнили, что пока большей мерой партнеры рассчитывают на рынок соседних стран. «Но правительство одобрило то, что в Украину принесет новые технологии такая известная компания, и мы надеемся, что в дальнейшем оно будет способствовать тому, чтобы у местных властей было больше возможностей покупать современную технику», — сказала пресс-секретарь компании Оксана Горак.
Некоторые муниципалитеты ради снижения цены на новый подвижной состав заинтересованы в организации производства тех же трамваев на базе действующих депо и вагоноремонтных заводов. Хотя большую часть комплектующих они покупают. Так, Дарницкое трамвайно-ремонтно-эксплуатационное депо несколько лет модернизировало травмваи Tatra T3SU, устанавливая на них новую транзисторную систему и частично меняя дизайн. Также в Киеве из двух вагонов Tatra и T3SU со вставкой новой средней низкопольной секции было собрано более десятка трамваев KT3UA. С декабря 2011 года «Киевпастранс» изготовил 6 «Каштанов» длиной 15 м и вместимостью 148 пассажиров. Недавно же собрали трехсекционный «Каштан-2» на 300 пассажиров (31м). По словам производителей, цена такого поезда на 1,5 миллионов гривен ниже, чем у нового высокопольного днепропетровского К1М8 «Татра-Юг», который стоит 11 миллионов гривен. Также в пользу киевского трамвая — около 45% низкого пола, позволяющего заботиться о людях с ограниченными физическими возможностями, усовершенствованная тормозная система и т.д.
Правда, до реализации подобных проектов дело доходит не всегда. Есть еще барьеры. В прошлом году о возможной организации производства троллейбусов на базе севастопольского КП «Севэлектроавтотранс» сообщала российская компания «TROLZA». Ее машины уже представлены здесь — семь троллейбусов в 2011—2012 годах городу подарило правительство Москвы. Но сообщений об организации сборки до сих пор так и не последовало.
Ожидалось также, что с 2008 года на мощностях «Крымтроллейбуса» в Симферополе будут собирать троллейбусы из комплектов машин «Белкоммунмаша» и двигателей чешской компании Skoda. Но проект так и не реализовали. Также еще в 2008 году был заморожен «до выхода экономики из кризиса» другой проект Skoda, в котором она должна была продавать свою продукцию совместно с корпорацией «Богдан». Допускалось производство в Украине совместных трамваев, локомотивов и метровагонов.