С самого начала Евромайдан пошел путем ненасильственного противостояния. Это очень правильно. Но теперь понятно: терпение лопнуло. В такой ситуации почти невозможно действовать мирным путем. Обманутый народ восстал. Я сравниваю майдан с Норильским восстанием. Вспоминаю в деталях, как там развивались события. В Норильске люди надеялись на амнистию. Как-то Сталин даже заявил, что сделает такую амнистию, которой в мире еще не видели. Я тогда сразу заметил: зачем нужно было сажать столько людей, чтобы потом проводить неслыханную по размаху акцию амнистирования. К сожалению, сегодня, борясь за свои права, немало украинцев тоже ждут все новых приговоров. А лидеры обещают всех отпустить и реабилитировать. Тогда, как и сейчас, люди восстали стихийно. Потом нашлись лидеры, которые взяли всю полноту ответственности на себя. Хорошо, что оппозиция наконец поняла необходимость отвечать за события в стране, которая не «сдает» активистов Грушевского, объявив улицу — территорией Майдана.
Я всегда призывал только к ненасильственному противостоянию, к мирной борьбе. Мирное сопротивление никому и ничем не угрожает и не отвечает силой на силу. Но после последних событий, когда на мирных митингующих нападают садисты (иначе назвать не могу), это лишает их духа. Многие люди в таких условиях не чувствуют грани, бросают камнями, выносят макеты гильотины, прибегают к угрозам и призывам к насилию. Это ни к чему не приведет. Сегодня говорят, что против власти можно действовать только силой. В какой-то степени, люди, которые такое говорят, правы. Но не знаю, имеют ли они такую силу.
Обе стороны должны идти на компромиссы. Результаты такого компромисса можно было ожидать от сегодняшнего заседания ВРУ, в частности, чтобы депутаты отправили правительство в отставку. Впрочем, я не верую, что власть прислушивается к требованиям оппозиции и людей. Янукович говорит не об отставке правительства, а лишь об определенном переформатировании. И на фоне этих слов — назначает Клюева главой АП. Что это такое? Ведь Клюев играл «первую скрипку» в натравливании беркутовцев на людей.
Кто станет компромиссным главой правительств? Трудно сказать. То, что Азаров давно должен был уйти в отставку, — не обсуждается. Даже по возрасту он должен уже быть на пенсии. Называют имя Яценюка. Скажу так: если Яценюк согласится на предложение Януковича, то мгновенно станет «политическим трупом». В таком окружении и при этой системе он ничего не сможет сделать. Лишь окончательно испортит себе и без того далеко не идеальную репутацию.
Понятно одно — митинг нужно завершать. Людям очень трудно стоять в такую погоду — ветры, дожди, страшные морозы. Кроме того, становится очевидно, что уже окончательно у митингующих лопнуло терпение. Реальных результатов, перемен к лучшему нет. Захватить помещение Минюста — это не изменения.
Думаю, что именно Янукович, который довел страну до политического кризиса, должен разрешить конфликт мирным путем. Ответственность за будущее страны полностью на нем, ведь имеет всю полноту власти. Первый шаг для выхода из кризиса — возвращение к Конституции образца 2004 года.
Также нужно «уменьшить напряженность» в высказываниях оппозиции. Безусловно, они тоже ответственны за искалеченные души и тела людей. Когда собираете такие митинги — нужно иметь стратегию действий. А у нас все получается полустихийно. Кажется, что оппозиция и сегодня не имеет четкого плана действий. Поэтому, боюсь, что могут быть новые жертвы.
Досадно, что во всей этой ситуации ощущается грязная рука России. Нельзя забывать о факторе нашего соседа, его заинтересованности. Трудно вспомнить, когда в истории был такой момент, чтобы Россия, имея возможность «погреть руки» на Украине, не сделала этого. Поэтому главное — не допустить реализации на Майдане российского сценария.
Понимая это, власти нужно идти на компромиссы и откровенно признать — не может быть миллион экстремистов в одной стране. И нельзя часть категорически настроенных и обманутых украинцев (радикальные действия которых можно объяснить тем, что власть, обещая Европу, проложила путь в Таможенный союз) называть нацистами и фашистами. На митинге погибли армянин, белорус. Нет никакого нацизма. Есть достоинство и борьба за свои права.
Единственный позитив от всей этой страшной ситуации — стерлись грани между Востоком и Западом. Все хотят нормально жить в свободной Украине».