Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Зашла на чай... вся Украина

Зарисовка о том, как в занятом майдановцами Украинском доме на ровном месте выросла полевая кухня, а волонтеры все оперативно убрали и даже застеклили окна
28 января, 2014 - 15:02
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

А кто у вас тут главный?

— Не знаю.

Как не знаете! Вас же кто-то поставил тут чай с бутербродами готовить.

— Никто не ставил. Я сама пришла и готовлю.

Как так сами пришли? Такого не бывает.

И чего пристал. Подозрительный, недоверчивый такой. Но размышлять над сомнениями граждан некогда. Люди несут пакеты, мешки, коробки. С едой, одеждой, лекарствами, сигаретами.

Да я бы и сама не поверила, если б собственными глазами не увидела, как на пустом месте прямо посреди Украинского дома, захваченного ночью майдановцами, из ниоткуда выросла кухня: с горячим супом, домашними котлетами, налистниками и варениками. Все равно, как если бы посреди Лувра вам предложили тарелку борща.

Я вообще зашла ненадолго. Практически проходила мимо. Хотела предложить помощь в раздаче бутербродов, носить чай на передовую. Зашла, а там муравейник. Женщины в розовых резиновых перчатках драят полы. И как-то сразу чувствуется, что они со стажем в этом деле и им нравится. Девушка с черными руками проносится мимо. «Дайте тряпку. Нету? Тогда любую емкость. Мазут там собрать надо». И прямо руками его загребает. Откуда там взялся мазут — непонятно. Молодые парни колдуют над выбитыми окнами. И те сами собой затягиваются. Делают строительные леса из подручных средств. Кому-то в глаз стекло попало. Прибежал медик. Оказалось, ложная тревога.

А в мешках с едой — неразбериха. Девушка и женщина с озабоченно-озадаченным видом перекладывают пакеты. А мне такой вид очень к лицу, встала третьей. На паре столов, которые вероятно используются в Украинском доме при выставках, мы и выставили: горячие пирожки с горохом, сникерсы и бутерброды с салом.

А поток людей с пакетами бесконечен. Люди, уже поднаторевшие после Дома профсоюзов. Несут сразу: бутерброды готовые, хлеб нарезанный, гречка уже сваренная. Видно людей со стажем. Они оборачивают горячее в покрывала. Просят вернуть хотя бы одно. «А то мне заворачивать будет не во что в следующий раз». Изобретательная бабушка в бидончике гречку принесла. И баночки пол-литровые, чтобы гречку туда пересыпать. Я минут 10 пересыпала горячую кашу одноразовой чайной ложкой в банки под бдительным оком старушки — бидончик надо было вернуть. Обижать бабушку не хотелось.

Озадачили еще мешком с орехами грецкими... нечищеными. Ну, может ночью, кому скучно будет, пощелкает. А может, это на вооружение передали.

А вот потом еще утку принесли... замороженную. А у нас даже чайника сначала не было — чай из Дома профсоюзов в бутылях пластмассовых носили. Надеюсь, утка нашла свою судьбу в палатках с котлами. Была у кого-то на ужин утка в апельсинах.

А про чай в пластмассовых бутылях. Парень в маске, конечно, лекцию рассказал про температуру, пластмассу и токсины. И я это все понимаю, только чай же брать неоткуда, а люди согреться просят. Пришлось умилостивить свою совесть тем, что чай быстро разлили, не успел набрать в себя неполезностей.

А потом прибежала девушка Ира. Нервная немного, потому что не помнит, когда последний раз спала. Быстро поставила двух парней заведовать складом продуктов (в гардеробе), нам столы поставили. Пространство огородили, охрану — чтоб на кухню никто лишний не заходил. Всем перчатки и маски — санитарно. Четкое разделение труда. Чай с плюшками — на барной стойке. У нас — первое, второе, бутерброд. А каждый час парень в зеленом камуфляже вежливо спрашивал: «Готовы бойцов принять?» И вот тогда понимаешь истинную ценность конвейерного производства. Один — на каше, другой — котлетам заведует, третий — повелитель салатов. За вареники дрались — «уж больно они у вас замечательные».

Я столько всего вкусного в одном месте в жизни не видела. С виду — по крайне мере, вкусное. Пробовать — времени нет. Но людям нравится. Мужчина интеллигентный, с бородой, в круглых очках: «Можно еще котлетки, пожалуйста. Кормят лучше, чем в ресторане».

Девушка подошла, говорит: «Вам волонтеры нужны? Я могу все будние дни, — и печально так, — но только вечером, после работы».

А вокруг подметают, полы моют, и парни в масках и касках что-то чинят, носят. Хоть и в масках, все равно видно, что красивые. Они еще в промежутках нам успевали банки с вареньем открывать (люди закручивают добротно, чтоб врагам варенье не досталось). И все друг с другом знакомятся. Только спрашивают, нет, не имя, а откуда приехал. Оказалось, вся Украина на чай заглянула.

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ