Юрий ГАЕВ, журналист:
— Двадцатого мая в Запорожской областной филармонии выступала известная группа из Львова «Пиккардийская терция». Их концерт в Запорожье несколько лет назад собрал полторы сотни зрителей. В этот раз зал на 800 мест был переполнен! От атмосферы единения артистов и зрителей, которая царила в течение полуторачасового концерта, я до сих пор в восторге. Скажем, уже при первых звуках трагической песни «Пливе кача», ставшей гимном погибшей Небесной Сотни, все поднялись в едином порыве, глаза блестели и у женщин, и у мужчин. Было видно, что пришли в филармонию люди не случайные, настоящие небезразличные украинцы, которые с легкой руки Москвы сами себя называют сейчас «бандеровцами». Похожий патриотический порыв единения наблюдал и в марте во время выступления в Запорожском областном театре им. В. Магара заслуженного академического ансамбля танца Украины им. Павла Вирского. То есть грустный юмор по поводу того, что благодаря Путину население нашей страны превратилось в нацию патриотов, действительно, наполнен огромным смыслом. Большинство из нас в настоящий момент едины, как никогда ранее, по крайней мере в последние два десятилетия. Если используем этот фактор, не потеряем в очередной раз преимуществ революционно-национального порыва, тогда и сделаем совместно «любу неньку» по-настоящему независимой и экономически развитой. Хуже власти, чем преступный клан Виктора Януковича, у нас за все время независимости не было. Почему же при «Хфедоровиче» мятежный ныне Донбасс молчал? Вообще любую власть можно при желании периодически менять. Для этого и выдумали в демократических странах такой цивилизованный способ, как выборы.
Елена УСМАНОВА, кандидат филологических наук:
— Наше единство должно прослеживаться не только в словах, но и в делах. Сейчас, как известно, есть так называемая мода на преданность Украине и подтверждения того, что мы — едины. Имеется в виду, что люди в последнее время достаточно активно используют украинскую символику как атрибут в своих домах, автомобилях и т.д. В контексте этого, когда в Запорожье приезжал Святослав Вакарчук, одна студентка задала ему вопрос: «Я вывесила украинский флаг из окна многоэтажки, где проживаю, но сегодня боюсь это делать. Соседи призывают меня снять флаг, потому что якобы завтра люди других убеждений начнут выбивать оконные стекла или совершат ограбление. Что мне делать?» На это гость ответил, что если не снимать этот флаг, можно доказать свою украинскую принадлежность и отстоять собственную гражданскую позицию. Я соглашаюсь с этой мыслью. Недавно я была в запорожском парке «Дубовий гай» — он пестрел украинской символикой: лентами, флагами, вышиванками. Это настолько объединяет, настолько вдохновляет, что понимаешь: люди не на словах, а на деле доказывают стремление быть вместе. Позже я увидела, что и весь наш город окутан флагами. Марш мира, собравший около 1000 студентов города — очередное подтверждение этого. Мы что-то делаем! Небезразличных — большинство, в Запорожье — точно. И хорошо, если мы будем всегда помнить о том, что мы — украинцы, а не только тогда, когда в государстве наступают трудные времена. Преданность должна быть всегда. Да и вообще, человек, который живет в Украине, фактически является украинским гражданином. У него даже мысли не должно возникать о том, что где-то лучше. Все зависит от нас самих. Если мы сами начнем что-то делать для улучшения, тогда это будет примером для других.
Виктор КОСТЮК, кандидат педагогических наук, доцент:
— В украинском фольклоре есть такая поговорка: «Гуртом і батька легше бити». Какие бы неурядицы не возникали в жизни страны, в семейных делах, в трудовых коллективах, конечно, лучше, когда это решается сплоченно, организованно — вместе. На мой вигляд, власть — тот социальный институт, который ни у кого не вызывает восхищения. А проявления сепаратизма — те силы, которые не хотят видеть Украину единой. Сегодня на востоке говорят, что их не слышат, что нарушают их языковые права. А почему же, когда два года тому назад принимался Закон Украины «О принципах государственной языковой политики», никто даже не задал вопрос о том, что определенным областям нужно отсоединиться к Польше, Словакии, Венгрии? Поэтому все, что мы наблюдаем в настоящий момент, — искусственные идеи, не имеющие почвы. С другой стороны, передел, начавшийся с Крыма и планирующийся для осуществления на востоке, никак не организовывает наше общество. Недавно мне позвонил студент одного из луганских вузов, который получает образование журналиста. Он спросил, можно ли перевестись на обучение в Запорожский национальный университет. Я сказал, что можно, объяснил, как все это делается. А затем на мой вопрос, почему студент решил перевестись, прозвучал ответ: «Под воздействием нынешних украинских событий в университете усилилось непонимание как в студенческом, так и в преподавательском коллективах; также между самими преподавателями и студентами». Какие еще примеры нужны для нашего общества, чтобы убедить его в том, что вместе все-таки «батька легше бити»? Только вместе, организованно, единым государством мы сможем преодолеть то, против чего бунтуют. Уровень жизни населения восточного региона нисколько не лучше, чем уровень жизни западного региона. А состояние городов и дорог одинаково никудышнее и в Луганске, и на Львовщине и на Тернопольщине. Эти проблемы не решат ни там, ни здесь, если страна или ее отдельные регионы будут переживать такую трагедию. Ведь сколько лет и времени нужно для того, чтобы направить все это в нужное русло?
Елена СЕМЕНЕЦ, доктор филологических наук, профессор:
— За время, прошедшее после обретения независимости, Украина, к сожалению, понесла огромные потери и разочарования. Употребляя термин синергетики, можно говорить о том, что происходили процессы диссипации, то есть рассеивания энергии, расстройства — как экономического, так и политического, социального, гуманитарного. На чем держалось единство страны все это время? Прежде всего — живыми, продуктивными и жизнеспособными в нашей стране были профессиональные подсистемы. Мне лично близки профессиональные круги вначале филологов-украинистов, теперь — журналистиковедов, университетских преподавателей направления «Социальные коммуникации». Объединенность общей целью, стремление делать общее дело как можно лучше, невзирая на все бестолковые «инновации», которые спускались сверху и далеко не всегда шли на пользу нашему общему делу, — профессиональная сплоченность была основным фактором, позволявшим сохранить наше интеллектуальное, гражданское, духовное единство. Как мы видим сегодня, именно из таких профессиональных подсистем, из внутреннего единства «целевых социальных групп» — профессиональных объединений, молодежных группировок, формальных и неформальных идейных сообществ — как раз началось настоящее возрождение национальной идеи, сплоченность целого народа.