Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О «революции зонтиков» в Гонконге

Андрей ГОНЧАРУК: Сравнивать эти события с Майданом не совсем уместно
2 октября, 2014 - 11:45
О «революции зонтиков» в Гонконге
ФОТО REUTERS

Десятки тысяч гонконгцев пятый день выступают за то, чтобы Китай ослабил свое влияние на Гонконг. Главное требование: Пекин должен обеспечить суверенную демократию и предоставить людям право самим выбирать главу Гонконга на выборах в 2017-м году.

Западные СМИ называют события в бывшей британской колонии «революцией зонтиков», поскольку люди защищают себя таким образом от полицейского газа. Акции не стихали даже вчера: на 65-ю годовщину основания КНР. В демонстрациях принимают участие разные слои населения: молодежь, люди среднего и старшего возраста, богатые и бедные. Сообщается, что в столкновениях с полицией пострадало около 30 гонконгцев.

Западные лидеры выражают обеспокоенность эскалацией протестов в Гонконге. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кемерон заявил, что в соглашении, заключенном с Китаем, также идет речь о важности «предоставления гонконгцам демократического будущего внутри двух систем». Но пока еще рановато говорить о каких-то уступках со стороны администрации КНР. Пока Пекин назвал протесты незаконными и поддержал администрацию Гонконга. По мнению бывшего генерального секретаря Гонконга Ансон Чан, Китай не готов к демократически управляемому Гонконгу, поскольку в Пекине опасаются, что не смогут его контролировать полностью.

Действительно ли события в Гонконге можно назвать революцией и как эти протесты повлияют на отношения этой провинции, которая присоединилась к Китаю в 1997 году, с Пекином? Об этом мы спросили заведующего отделом внешней политики Национального института стратегических исследований, китаеведа Андрея ГОНЧАРУКА:

— Речь идет об абсолютно другом мировоззрении — конфуцианский мир, в котором основополагающими принципами являются уважение к старшим, власти и государству. Сравнивать события, которые ныне происходят в Гонконге с Майданом или другими проявлениями демократии в христианском мировоззрении не совсем уместно. Там проходят несколько другие процессы. Во-первых, все жители Гонконга приветствовали свое воссоединение с Поднебесной. Это не была радостью от того, что они теперь подчиняются Коммунистической партии Китая, но это была  радость возвращения колонии к величию «Великого Китая». Хотя Гонконг и был относительно свободной частью капиталистического мира, но он был  колонией.

Прошло 15 лет. За это время выросло абсолютно новое поколение, у которого нет ощущения, что они жили под властью англичан. Нынешнее поколение гонконгцев — глобализованое, погруженное в интернет. Им более близки сегодняшние реалии и они хотят иметь такую же степень свободы, как в Париже, Лондоне и т.п. Однако на все эти акции не нужно реагировать как на событии революционного характера. Это — точка бифуркации, проявление несоответствия своего состояния своим желаниям, но не более того. Я далек от мысли, что в Гонконге будут акции, подобные Таиланду — многомесячные столкновения с властью. Речь идет об изменении парадигмы отношений, а не о революционных событиях.

Что касается решения этого конфликта. Будет найден компромисс. Стоит вспомнить, что 25 лет  назад на площади Тяньаньмень студенты не выступали против Коммунистической партии Китая. События на этой площади — не выступление против коммунистической власти, а выступление за другой вектор развития этой партии. Это очень важно понимать. Китайцы очень хорошо помнят собственную поговорку: хуже всего жить во времена пермен.

Игорь САМОКИШ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ