Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Композитор в современных реалиях

В зале НСКУ представлен новый фолиант известного украинского музыковеда Анны Луниной
8 июля, 2015 - 10:28
ВАЛЕНТИН СИЛЬВЕСТРОВ
ЗНАМЕНИТЫЕ МАЭСТРО СОВРЕМЕННОСТИ (СЛЕВА НАПРАВО) — ВАЛЕРИЙ МАТЮХИН, ЕВГЕНИЙ СТАНКОВИЧ, ВАЛЕНТИН СИЛЬВЕСТРОВ И МИРОСЛАВ СКОРИК / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Книга называется «Композитор в зеркале современности» (в 2-х томах). Эта работа не только масштабная по размерам, но и основательная, фундаментальная по содержанию.

Кстати, предыдущая книга Луниной «Композитор — маленькая планета», тоже написанная в жанре интервью-бесед, была издана в 2013 г. издательством «Дух і Літера» и получила одобрительные отзывы прессы и читателей. Автор представила десять знаковых фигур современной украинской музыкальной культуры, чье творческое формирование пришлось на 1960—1970-е гг.: это девять композиторов — Евгений Станкович, Валентин Сильвестров, Олег Кива, Леонид Грабовский, Леся Дичко, Геннадий Ляшенко, Юрий Ищенко, Александр Костин, Виталий Годзяцкий и дирижер Валерий Матюхин.

Книга захватывает с первых страниц, и уже не можешь оторваться от откровенных диалогов, которые искусно, с писательским умением воспроизводит автор. Она окунает читателя в тонкий духовный мир творческой личности каждого мастера, в его психологическое измерение творческих импульсов, своими вопросами умело стимулируя каждого композитора на размышления и мотивируя каждый новый вопрос логикой беседы. В книге найдена уникальная манера «разговорить» собеседника на разнообразные темы композиторского бытия. Как возникает таинственное искусство «Музыка» на нотном листе? Таинство творчества — вот что пытается раскрыть автор в непринужденных беседах. Поэтому в итоге все «действующие лица» книги словно включены в виртуальный «круглый стол» по вопросам современного композиторского творчества и существования «планеты — Композитор» в современном «космосе — социуме».

Книга «Композитор — маленькая планета» оканчивается тремя точками, что воспринималось на момент выхода в виде намека на возобновление дискуссии за еще одним виртуальным «круглым столом», но уже с новыми композиторскими фигурами.

И вот держим в руках новый монументальный двухтомник «Композитор в зеркале современности», изданный тем же издательством «Дух і Літера» в 2015 г. Автор поместил двенадцать развернутых бесед с композиторами, чье творческое формирование произошло в 1980—1990-е, а теперь они находятся в поре творческой зрелости: Анна Гаврилец, Юлия Гомельская, Виктория Полевая, Кармелла Цепколенко, Владимир Зубицкий, Виктор Степурко, Юрий Шевченко, Сергей Зажитько, Игорь Щербаков, Золтан Алмаши, Владимир Рунчак, Александр Левкович. В книге также помещены интересные блиц-беседы с представителями разных стран: композиторами Балнуром Кыдырбеком (Казахстан), Фирузом Бахором (Таджикистан), Франгизом Али-Заде (Азербайджан), Эдуардом Айрапетяном (Армения), Шавлегом Шилакадзе (Грузия), Рашидом Калимуллином (Татарстан), двумя дирижерами — Эрки Пехком (Эстония) и Валерием Матюхиным (Украина), а также с блестящим литовским культурологом Стасисом Урбонасом, знатоком творчества гениального композитора и живописца, основателя литовской профессиональной композиторской музыки Микалоюса Константинаса Чюрлениса. Эти блиц-интервью очень важны в наше время, поскольку дают возможность познать межнациональный культурный контекст, ознакомиться с современными тенденциями мирового музыкального пространства.

Новая книга Анны Луниной — это интеллектуальная галерея индивидуально неповторимых художественных портретов наших современников, с жизнью, творческими судьбами и музыкой которых хорошо ознакомлен автор. Каждую главу, которая представляет отдельную беседу с конкретным композитором, автор начинает с собственной преамбулы, которая является ключом к последующему диалогу. Таким образом читатель имеет своеобразный эмоционально-интеллектуальный настрой на включение в вербальный текст диалога. Кроме того, читателю предоставляется возможность самому «вступить» в дискуссию, соглашаясь или наоборот полемизируя с мнениями участников бесед. Книга имеет еще несколько креативных особенностей. Во-первых, ее по жанру можно идентифицировать будто бы озвученную «музыкой» книгу, ведь автору удается сохранить и передать в вербальной форме «композиторский голос», интонацию, стиль выражения мыслей каждого из ее собеседников. Во-вторых, чувствуется доверительность, открытость и искренность этих разговоров, благодаря чему портрет каждого «героя» книги характеризуется психологической откровенностью.

Фотографии в книге дополняют портретную галерею главных героев, а страницы нотных автографов перед каждой главой воспринимаются как тезисные «музыкальные прелюдии» — в виде намека музыкальной мысли каждого композитора, который продолжается в последующей вербальной форме. Такие музыкальные автографы знакомят с особенностями почерка, письма каждого нашего автора-современника и дополняют новаторское по содержанию, стилю и композиции издание, которое поможет читателям представить разнообразный мир современной украинской композиторской школы.

«Быть современным — значит быть интерпретатором духа своего времени...» — именно такое меткое высказывание-эпиграф выбрала автор к своей новой книге «Композитор в зеркале современности», который, кстати, мог бы стать коррелятом и к предыдущей ее книге «Композитор — маленькая планета». Поэтому она, как и все ее собеседники, перефразируя высказывание классика, — настоящие «интерпретаторы духа своего времени», ведь в разговорах они пытаются осмыслить важные субстанции музыкальных явлений современной культуры.

Следует отметить, что книги в формате бесед с украинскими композиторами и деятелями искусств понемногу появляются на интеллектуально-художественном украинском «рынке»: вспоминаются монографические беседы с Валентином Сильвестровым (их вели композиторы Сергей Пилютиков и Сергей Зажитько), Евгением Станковичем (автор Елена Зинькевич), Александром Злотником, Владимиром Кожухарем (автор Галина Конькова). Однако инновационность книг Анны Луниной («Композитор — маленькая планета», «Композитор в зеркале современности») заключается в том, что впервые под единой обложкой объединены созвездия наших современных композиторов: в первой — уже признанных «живых классиков» 1960—1970-х, а во второй — творцов генерации 1980—1990-х. Обе книги — это конгломерат выдающихся украинских композиторских имен. Поэтому со временем хотелось бы увидеть переиздание книг на разных языках, хотя бы на английском и немецком, и размещение их в электронной версии, ведь фолианты Анны Луниной являются настоящим украинским национальным продуктом, который должен иметь международную огласку.

Справка «Дня»

Анна Лунина — музыковед, музыкальный критик, кандидат искусствоведения, лауреат Премии имени Н. В. Лысенко, член НСКУ, арт-менеджер Национального ансамбля солистов «Киевская камерата». Автор книг «Ярмарка в пространстве музыкальной культуры», «Композитор — маленькая планета», «Композитор в зеркале современности» (в двух томах), а также многочисленных статей в научно-профессиональных сборниках и периодике.
 

Галина СТЕПАНЧЕНКО, музыковед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ