В начале мая театр возглавил Алексей Кравчук — актер, режиссер, экс-директор Львовского театра Курбаса и Луганского театра кукол. Говорит, что чувствует себя на новой должности очень комфортно: «Коллектив у нас маленький — 22 человека персонала, коллектив молодой. Актеры работают с детьми и не могут быть эмоционально эгоцентрически заостренными, как, скажем, в драматических театрах. К нам приходят детки, и это всегда хорошая, теплая энергия, энергия будущего. Собственно, это дает очень хорошее, гармоничное самочувствие».
О гармоничном самочувствии, соблюдении традиций Олега Новохацкого, новациях, эмоциональных ловушках и перспективах на новый сезон — в беседе с Алексеем Кравчуком.
«ЗРИТЕЛИ-КРЕСТЬЯНЕ РАССКАЗЫВАЛИ НАМ, ЧТО ДЕСЯТЬ, ДВАДЦАТЬ ЛЕТ НЕ БЫЛИ В ТЕАТРЕ... А КТО-ТО И ВООБЩЕ НЕ БЫЛ!»
— Сколько спектаклей в вашем репертуаре?
— Много. Двадцать пять. Разумеется, что все не играем. Зал у нас маленький — на 40 мест. Всегда есть аншлаги. Это все — благодаря традициям, которые заложил светлой памяти Олег Новохацкий (основатель и неизменный директор театра «И люди, и куклы». — Ред.). Каждый из актеров и сотрудников театра четко выполняет ту функцию, которая на него возложена, и все мы вместе ищем перспективы для развития театра.
— Львов и Львовщину буквально подорвал ваш проект «Бродяги и куклы», который состоялся в конце июня. (Актеры отправились на гастроли по селам по древнему обычаю (кто — на возе, кто — верхом, а кто — пешком) и показывали маленьким зрителям спектакль «Куриные мечты» режиссера Владимира Борисюка. — Ред). Алексей, как же возникла идея этого «бродяжьего» мероприятия?
— Все очень просто. Мы на тот момент выпускали с Алексеем Хорошком в Театре Леси Украинки спектакль «Баба» по Павлу Арье. И нам нужно было сено. Где же его в городе взять? Руководитель управления культуры Львовского городского совета посоветовала: «Обратитесь к Остапу Луню, у которого есть клуб конного туризма «Бродяги»... В клубе мы и сено получили, и обсудили идею странствующего кукольного театра. К воплощению финансово причастны и мы, и Остап Лунь, и управление культуры ЛГС, и облгосадминистрация. Нам сделали в селах, а их объехали семь, хорошую промоцию — люди о нас знали, встречали, целыми семьями приходили на бесплатные спектакли. Это очень важный проект, ведь зрители-крестьяне рассказывали, что десять, двадцать лет не были в театре... А кто-то и вообще не был! Путешествие проходило интересно — мы странствовали верхом и на возах, охотно общались с людьми — через песни, истории, анекдоты, обсуждения спектаклей... Все было невероятно интересно и искренне — в городе, наверное, это вообще трудно понять.
«СЛЕДУЮЩИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «И ЛЮДИ, И КУКЛЫ» СОСТОИТСЯ В 2016 ГОДУ»
— У проекта было продолжение...
— Да, в І Международном фестивале «И люди, и куклы». Во Львов приехали коллективы и из Украины (из Полтавы, Ивано-Франковска, Черкасс, Хмельницкого), и из-за границы — из Грузии. Площадками для фестиваля стали сцены трех театров — «И люди, и куклы», Театра Курбаса и детского. Показали в целом на фестивале девять спектаклей. Финансирование, которое обеспечил городской совет, было очень скромным, но главное, что мы это сделали. Это было действительно очень хорошо. Главное, что зрители были довольны. И уже есть договоренность на проведение следующего такого форума — в 2016-м. Делаем акцент на лучшей режиссуре. Это — во-первых. Во-вторых, хотим обсудить общие вопросы о развитии кукольного театра. С моей точки зрения, развитие может быть интересным. В частности, речь идет и о спектаклях для детей, и о вечерних постановках для взрослых, можно выйти на улицы города, спектакли можно играть и ночью. Идей много, и, собственно, прошедший форум дал очень хороший толчок для развития идей. Планируем в следующем году привлечь к участию в фестивале не только те коллективы, которые приезжали к нам в этом году, но и две «звезды» мирового значения. Секрет пока не открываю, чтобы не сглазить.
«ЛЮДИ ПОПАЛИ В ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЛОВУШКИ»
— Поддерживаете ли связи с коллегами из Луганска, которые в прошлом году покинули город? Вернулись ли они в Луганск?
— Контакты есть. Коллеги в Луганск не вернулись. Работают в Украине — в других городах. А в целом, с моей точки зрения, государство не позаботилось о театрах, когда начались военные действия.
— Что имеете в виду?
— Во время Второй мировой войны театры и киностудии эвакуировали. Таким образом сохранили коллективы. Кроме того, выходили новые кинофильмы, спектакли. Так должно было бы быть и сегодня. В конце концов, Луганская облгосадминистрация доносила до театров соответствующее распоряжение, но, когда мы обратились с вопросом, каким образом это должно быть сделано, нам объяснили, что механизма эвакуации как такового не было. Это факт! То есть я веду к тому, что надо отвечать за все, что делаем. Да и вообще, думаю, война — это отсутствие культурной стратегии. Я уже не говорю о тактике.
— Алексей, как вы считаете, кто должен поднимать этот вопрос именно в таком ракурсе? Наверное, сами художники? По моим наблюдениям, большинство художников, а особенно в самом начале развития событий, отмалчивались. Выжидали? На что надеялись?
— Мне кажется, что люди попали в эмоциональные ловушки. На первом этапе Революции Достоинства все это было очень хорошо подготовлено, потому и сработало! В действительности это время очень хорошее, потому что правдивое, позволяет понять, что ты можешь, что хочешь, что чувствуешь, как можешь дышать. Что касается того, что художники отмалчивались или не отмалчивались, то в отрасли искусства всегда была определенная манипулятивная спекулятивность (это тянется еще с советских времен), через административный аппарат распространенная на все области. Украина — единая, не устаю это повторять. Но все мы — разные. И эта наша многокрасочность никогда не принималась во внимание. Всегда был общий подход. Если проще сказать, «это мужчина, а это — женщина»... Но каждый мужчина и каждая женщина — это отдельный мир, и в каждом — тайна. Можно в каждом увидеть, предположим, агрессора, сепаратиста или западенца. Это — удобно! Принуждать зацикливаться, попадать в эти ловушки — выгодно, чтобы владеть ситуацией.
«БУДУ РАБОТАТЬ НА СОХРАНЕНИЕ ФОРМАТА, ЗАЛОЖЕННОГО ОЛЕГОМ НОВОХАЦКИМ»
— Мир открыт. Есть возможность видеть развитие культуры за пределами Украины. Какую бы страну бы брали в пример в смысле развития и сохранения культуры и сколько времени надо для того, чтобы воплотить этот пример в Украине? И возможно ли это вообще?
— В каждой стране свои традиции, достижения и проблемы... Я бы выбрал Украину. Почему? С моей точки зрения, путь у нас сейчас хороший, но непростой. Наш менеджмент должен делать ставку на людей талантливых и молодых. Никого не надо осуждать и пропускать через коридор позора. Культурой должны руководить мудрые люди, которые нашли бы вот такую золотую середину.
— Каковы планы на новый сезон?
— Несомненно, буду работать на сохранение формата, заложенного Олегом Новохацким. Лично свою задачу вижу в том, чтобы привлечь к сотрудничеству лучших режиссеров кукольного театра, лучших художников-сценографов, которых знаю по совместной работе, например, Алексея Хорошка. Хочу, чтобы в наш театр приходил и взрослый зритель, поэтому в перспективе будем вводить в репертуар спектакли для взрослой публики. Продолжу здесь, во Львове, проект, который делал в Луганске, — «Некукольные встречи в кукольном театре», и это беседы с талантливыми людьми в театральном пространстве. А сейчас приглашаю на первый спектакль нового сезона — «Волшебная лампа Аладдина».