Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Об уничтожении исторического Киева

10 августа, 2012 - 12:19
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Странно, что, уделяя немало внимания Андреевскому спуску, общественность столицы почти «забыла» о существовании улицы Петра Конашевича-Сагайдачного. Бурную негативную реакцию вызывало лишь разрушение изысканного дома архитектора Николая Казанского. Между тем до недавнего времени именно эта улица, единственная в Киеве, выглядела абсолютно такой же, как сто и более лет тому назад. Но сравнительно недавно снесли двухэтажный дом № 17 и на его месте построили более высокое здание банка, чем закрыли вид на Андреевскую церковь. Знаменитые кондитерские Балабухов, откуда лакомства отправляли на императорский стол в Петербург, окружили «забегаловками», из-за чего их не стало видно с улицы. Став лицом ко входу в фуникулер, справа от себя увидите нововыстроенную гостиницу, налево — офисное здание. А на перекрестке ул. Сагайдачного и другого подъема, Владимирского, именно на том месте, где был дом

Н. Казанского, строится небоскреб. Искусствоведы утверждают: если этот дом будет иметь предусмотренное проектом количество этажей, то тем, кто будет смотреть на памятник князю Владимиру, будет казаться, что скульптура князя установлена не на постаменте в виде храма, а на крыше этого небоскреба.

Кроме дома № 17, на этой улице было снесено еще не менее двух. Много домов укрыты строительными сетками: «осовремениваются». За год-два улица станет неузнаваемой!

На Почтовой площади, одной из наиболее привлекательных в прошлом, около одного памятника техники — мельницы Бродского — снесли другой — дизельно-моторную станцию, построенную по проекту известного архитектора А. Вербицкого, и возвели огромную гостиницу (как указано на вывеске). Вместо того чтобы проложить подземный переход, который пересекал бы площадь по диаметру, его проложили лишь к центру площади. Зато еще в 1977 — 1979 гг. над площадью по проекту архитектора О. Ильяшенко был построен несуразный пешеходный мост. Но транспортные проблемы волнуют и современную власть: в этом году планируют начать на этой площади строительство... эстакады.

Вышеперечисленное воспроизводит то, что творится лишь на одной улице и площади. Однако то же самое творится и на всей территории исторической части Киева!

На проблему искажения исторического лица нашего города, уничтожения его неповторимой ауры хочу посмотреть и с такой стороны. В 1982 году праздновалось 1500-летие Киева. А подарить киевлянам к празднику что-то лучшее, чем новый Музей «вождя мирового пролетариата», у советских деятелей и в мыслях не было. Хотя посередине Крещатика скульптура Сталина доминировала на монументе Октябрьской революции, а в конце Крещатика (на углу с бул. Шевченко) Ильич и до сих пор «красуется» на «личном» памятнике. «Почему же в начале улицы о нем ничто не напоминает? Ведь он должен быть везде!». Для воплощения своих «эпохальных замыслов» (дури) снесли гостиницу «Европейская», построенную в 1851 году по проекту архитектора Александра Беретти. Напомню, когда семья этих итальянских по происхождению архитекторов попала в Киев, то так влюбилась в город, что осталась в нем до конца своих дней. По их проектам построено немало сооружений. Вспомним некоторые из них: главный корпус Киевского университета, I-я киевская гимназия (в настоящий момент — желтый корпус того же университета), Институт благородных девиц (в настоящее время Международный центр культуры и искусств), дом Киевского губернского дворянского собрания (этот дом и соседний уничтожили в 70-е годы прошлого века и на «освобожденной» территории возвели Дом профсоюзов).

А три года тому назад на одном из четырех одно- и двухэтажных домиков, которые располагались на бул. Шевченко между улицами Н. Пирогова и М. Коцюбинского, висела мемориальная доска: «Усадьба архитектора

А. Беретти. Охраняется государством. Повреждение карается законом». Ни доска, ни закон не спасли: вместо того, чтобы дом и его двор отреставрировать и превратить в музей архитекторов Беретти, в уже независимой Украине все упомянутые дома снесли и в настоящий момент заканчивают сооружать гостинично-офисный центр.

В 80-е же годы прошлого века на ул. Владимиро-Лыбедской уничтожили дом, в котором родился и провел детские и юношеские годы выдающийся художник Казимир Малевич, «Черный квадрат» которого известен во всем мире, и возвели жилой девятиэтажный. А в наше время около Театра им. Леси Украинки со стороны ул. Пушкинской снесли два дома, в одном из которых на протяжении шести лет жил и работал выдающийся украинский писатель Иван Нечуй-Левицкий, и построили четырехэтажную «забегаловку» «Дом Бергонье» (Огюст Бергонье, французский предприниматель, еще в ХІХ ст. построил цирк, впоследствии перестроил его под театр, где с 1926 года и работает Театр им. Леси Украинки).

В советское время на Софийской площади, как раз напротив Софии Киевской, за сквериком, не без помощи власти, ушел в небытие дом в стиле украинского барокко, автором проекта которого был выдающийся украинский архитектор Василий Кричевский. Вскоре там построили жилой шестиэтажный.

Этот ряд можно продолжать и продолжать. Ведь уничтожение исторического Киева продолжается. Непрерывно. Ежесекундно. Важнее всего — в городе не осталось ни одного старого уголка, по которому не прошелся сапог вандала. Разрушение исторической среды и ее искажение — одно из самых действенных средств лишения народа его исторической памяти!

Андрей ЕВТУШЕНКО, пенсионер, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ