Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Шевченково слово в музыке Богданы Фроляк

Симфония-реквием «Праведная душе…» прозвучала в Национальной филармонии Украины
30 октября, 2015 - 20:40

Это произведение Богдана Фроляк написала для смешанного хора, солистов и симфонического оркестра на стихи Тараса Шевченко. Симфония-реквием прозвучала на ХХV Международном фестивале «Музыкальные премьеры сезона» в исполнении Национального симфонического оркестра под управлением известного польского дирижера Романа Реваковича и известной капеллы «Думка» (художественный руководитель - Евгений Савчук) и имела большой успех у слушателей.

Богдана Фроляк - представительница нового поколения украинских композиторов. Произведения композитора звучали в лучших залах Украины, Польши, Германии, Беларуси, Молдовы, Румынии. Яркая музыкальная речь отличает ее опусы разных жанров: симфонические, хоровые, вокальные, камерно-инструментальные. Произведения Б. Фроляк органично вошли в современную социокультурную среду и имеют своего слушателя.

Она - лауреат премий им. Л. Ревуцкого, Б. Лятошинского и Н. Лысенко. Такое признание пришло к талантливому композитору за многочисленные неординарные музыкальные произведения.

И вот долгожданная киевская премьера (произведение исполнялось во Львове в 2014-м) нового масштабного опуса Богданы Фроляк на слова Тараса Шевченко «Праведная душе…» (это произведение композитор посвятила 200-летию со дня рождения Кобзаря).

В украинской музыке у нас большая Шевченкиана, в которой художники в разных жанрах воплотили мощную силу стихов гениального поэта. Можно вспомнить кантаты Николая Лысенко, симфонию «Кавказ» Станислава Людкевича, кантату Левка Ревуцкого  «Хустина», произведения Бориса Лятошинского, Евгения Станковича, Валентина Сильвестрова, Мирослава Скорика и других. Звучание философского и глубинного произведения Богданы Фроляк, которая тоже обратилась к бессмертной поэзии Кобзаря, заставило нас, современников, по-новому почувствовать пророчество и впечатляющую силу слова Шевченко.

Художница так рассказывает о своей работе: «Замысел композиции возник в 2013, когда Владимир Сывохип (директор Львовской филармонии) предложил мне написать сочинение к юбилею Тараса Шевченко для Львовской филармонии. Я работала над этим полгода, работа совпала с событиями на Майдане. Я вспоминаю те дни Революции Достоинства, словно это было вчера. Писалось на одном дыхании! В этом была какая-то мистическая сила. Тексты и музыка сразу возникали в воображении и складывались в целостный музыкальное произведение. Моя Симфония-реквием связана с теми трагическими событиями, с человеческими потерями, с памятью о Небесной сотне. Строки Шевченко просто высекались в моих мыслях и отзывались в душе, такими современными они казались».

Автору удалось в музыке передать сильные эмоции - при исполнении в зале царила такая напряженная тишина, и пение хора, и игра оркестра воспринимались, как духовная исповедь. Фроляк условно разделяет это большое произведение на три части. Первая - это своеобразная песня об Украине, вторая - размышления о судьбе и несокрушимой силе нашего народа, третья часть - просветленный катарсис-завещание. Эту часть автор представляет очень по-человечески исповедально, в тихом просветленном звучании. Композитор рассказывает, что ее всегда так поражали слова поэта, она эту часть написала раньше других.

Струя высокой духовности пронизывает всю музыку Богданы Фроляк. Ее владение особенностями тембровой драматургии проявляется в талантливом сочетании как оркестровой, так и хоровой фактуры. Декламационной выразительностью или песенными интонациями отличаются партии солистов. Вокальная стихия Богданы Фроляк - это богатейшая сокровищница украинского мелоса. Так, в произведении органично использована мелодия канта «Єсть на світі доля», что придает звучанию особу теплоту и искренность.

Шевченково слово очень отчетливо проинтонировано автором в декламационных обращениях хора: «Схаменіться!» Драматическое пение композитор усилила насыщенным звучанием оркестра. У одаренной художницы вся фактура произведения искусно выстроена. Хоровые акапельные эпизоды отличает настоящее органоподное звучание человеческих тембров, в котором линии голосов - это плетение подголосков, и каждая партия несет свою нагрузку. Особенно запомнилась в этом плане хоровая картина «Сонце заходить, гори чорніють».

Тихой кульминацией произведения автор считает часть на слова «Нехай я заплачу…» Звучит она очень проникновенно.
Каждый фрагмент произведения Богданы Фроляк написан мастерски, с чувством красоты и выразительности слова Шевченко. Все они, словно цветы в памятный венок Кобзарю.

Симфония-реквием - уникальное по содержанию произведение, настоящий музыкальный подарок Великому Тарасу - певцу Украины - от современного талантливого композитора.

«День» поинтересовался впечатлениями от премьеры у коллег Б. Фроляк.

Евгений СТАНКОВИЧ - Герой Украины, композитор:

- Грандиозное произведение написано в необычном синтетическом жанре (симфония-реквием), в котором Богдана Фроляк выстраивает сложную концепцию. Я считаю это произведение явлением в современной музыке. Композитору удалось через музыкальное прочтение текстов Шевченко занять достойное место в музыкальной Шевченкиане, рядом с «Кавказом» Станислава Людкевича. Это большая удача талантливого автора!

Валентин СИЛЬВЕСТРОВ - народный артист Украины, композитор:

- Когда я впервые услышал эту музыку (в 2014-м), сразу подумал, что произведение Богданы Фроляк - самое выдающееся в музыкальной Шевченкиане. Симфония-реквием вобрала эстетику стихов Кобзаря и открыла их современное звучание. Поражает целостность произведения. Хочу выделить особо выразительные части: «Заповіт», «Садок вишневий», «Єсть на світі доля». Это талантливое произведение Богданы Фроляк - событие в современной украинской музыке.

Галина СТЕПАНЧЕНКО, музыковед




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ