Анастасия и Виктория уже почти два месяца лепят домашние пельмени под заказ. Изюмина их дела в том, что пельмени, так сказать, от переселенцев. Обе женщины из Донбасса, однако Анастасия с мужем переехала в Бердянск до захвата края оккупантами, а Виктория вместе с четырьмя детьми — в конце мая прошлого года.
Такая инициатива возникла у Анастасии из-за проблем со здоровьем мужа и необходимости обеспечивать семью. К тому же, и Анастасия, и Виктория воспитывают детей, а устраиваться на работу на полный день означало бы покинуть малышей на произвол судьбы.
«Не хотелось влезать в долги, просить помощи у кого-то, — рассказывает Анастасия. — Мы попробовали по знакомым дать информацию, что будем делать домашние пельмени: кто может — помогите, купите, дайте нам возможность заработать своими силами. Слух быстро распространился, заказов стало больше, и я пригласила Викторию — она из Донецкой области (у нее четверо детей) — поработать со мной».
Оккупированную сепаратистами Новозарьевку Виктория с детьми покинула еще в августе 2014 года и почти год находилась в Галичине, а в мае прошлого года переехала в Бердянск, где живет ее сестра. «Мой сын и Настин учатся в одной школе, дружат друг с другом, — рассказывает Виктория. Так мы с Настей и познакомились».
Лепят пельмени женщины просто дома, на кухне Анастасии, площади немного, потому есть потребность и в помещении, холодильниках и мясорубках. «Выбрали пельмени, потому что это реально при незначительных расходах, — добавляет Анастасия. — Это то, что мы можем сделать и что не требует больших вложений. Нам предложили уже принять участие в программе для переселенцев, которая позволяет получить грант на собственное дело. Мы уже подали заявку, и представители программы должны к нам приехать посмотреть что к чему».
Новость о предприимчивых женщинах довольно быстро облетела социальные сети, и заказы из разных уголков страны поступают все чаще, что вдохновляет работать Викторию и Анастасию еще больше. «Мы очень волновались, какая будет реакция людей, — делится Виктория. — Когда к нам кто-то приходил за пельменями, мы обязательно просили, чтобы нам позвонили по телефону и сказали, понравилось или нет. Лепили мы пельмени и на передовую и передавали через волонтера. Людям нравится то, что мы делаем. Нас хвалят, и это приятно».
Пока объемы заказов не позволяют развивать собственное дело своими силами, потому большие надежды Виктория и Анастасия возлагают на грантовую программу. «С килограмма имею всего десять гривен, — говорит Анастасия. — Потому, чтобы получить тысячу, нужно лепить и лепить. Я покупаю качественное мясо, не гуляш — вырезку, без сала. Поэтому себестоимость получается высокой. Просто не хочется жертвовать качеством. Небольшой доход, но оплатить коммуналку, на кружки детям хватает».
Для того чтобы одной налепить пять килограммов, Виктория тратит три-четыре часа. Когда заказов много, приходится работать и ночью. Пока еще самым большим был заказ на восемь килограммов пельменей в Запорожье. «Работа не ежедневная: когда есть заказ, тогда и работаем. Когда большие заказы, укладываю детей спать и иду лепить с девяти и до двенадцати», — говорит женщина.
Цели у женщин разные: Анастасия уже достаточно давно живет в Бердянске и планирует оставаться здесь навсегда и развивать начатое дело, Виктория, наоборот, очень скучает по дому на Донбассе и по возвращении оккупированных территорий в Украину обязательно планирует и сама вернуться.
«Своего жилья здесь нет, какой смысл оставаться? — делится Виктория. — Нанимать дорого, из-за того, что здесь много переселенцев, цены на жилье завышены. Дай Бог, будет мир, буду возвращаться домой — другого варианта не вижу. Большие планы не строим. Благодарим Бога за то, что здоровы, что есть где жить и что дал возможность подрабатывать, и благодарны отзывчивым людям, которые заказывают у нас пельмени. Для нас это действительно важно».
Относительно судьбы оккупированных территорий у женщин взгляд однозначный — это земля, на которой они родились и выросли, и она неотъемлемая часть Украины.
«Донбасс обязательно будет украинским, — убеждена Виктория. — Это просто вопрос времени, я уверена, что Донбасс будет опять украинским, как и Крым. Так должно быть, я в это верю. Большинство людей, которые там остались, не являются патриотами «ДНР», они просто не могут оттуда выехать. Мне самой чудом удалось выбраться оттуда. У меня была возможность выехать в Россию — предлагал бывший муж, я туда не поехала принципиально. Все, с кем я на оккупированных территориях общалась, хотят мира в составе Украины».