Потребительская инфляция в сентябре выросла на 2%, и в годовом измерении (по отношению к аналогичному периоду прошлого года) по итогам этого месяца ускорилась до 16,4% с 16,2% по итогам августа, сообщила Государственная служба статистики Украины в понедельник. А с начала года инфляция, по данным Госстата, достигла 10,2%, выйдя за пределы установленного Нацбанком на этот год целевого диапазона в 8% плюс-минус два процентных пункта.
Госстат напоминает, что в августе была зафиксирована дефляция 0,1%. Месяцем ранее инфляция замедлилась до 0,2% по сравнению с 1,6% в июне и с 1,3% в мае. Однако в годовом измерении рост потребительских цен в последние месяцы ускорялся: с 13,5% по итогам мая, до 15,6% — по итогам июня и 15,9% — по итогам июля.
По ожиданиям НБУ, в четвертом квартале 2017 года инфляция в годовом измерении должна бы вернуться к однозначному уровню. Но правительство в конце мая ухудшило прогноз инфляции на 2017 год с 8% до 11,2%.
В сентябре ускорился и рост цен украинских производителей. Он повысился до 1,6% против роста в августе на 0,4% и 1,8% в июле. А в годовом измерении рост цен в промышленности несколько замедлился, но достиг 22,4%, тогда как по итогам августа составлял 23,6%. По данным Госстата, за девять месяцев этого года цены производителей Украины поднялись на 10,1%.
Цены производителей рано или поздно конвертируются в розничные. В сентябре подорожало 65% так называемых социальных продуктов питания. Об этом сообщил на своей странице в Facebook директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. «Сентябрь, как и прогнозировалось нашими экспертами, стал месяцем существенного подорожания мяса и яиц», -отметил он. По его данным, сало прибавило за сентябрь 8,7 гривень на одном килограмме, сливочное масло — 5 гривень, говядина — 3,2 гривни, яйца и вареная колбаса — 2,5 гривни, свинина, куриная тушка и мягкий сыр — 1,5 гривни.
На конец сентября килограмм сала в среднем по Украине стоил 60 гривень, свинины — 102,9 гривни, сливочного масла — 149,2 гривни, говядины — 111,2 гривни, колбасы вареной — 72,7 гривни, куриного мяса в тушке — 55,4 гривни, сыра жирностью 9% — 96,1 гривни.
«Чемпионом» подорожания сала стала Одесская область — почти на 24 гривни на одном килограмме. По сливочному маслы впереди Кировоградская область (там оно подорожало на 13,8 гривень), по говядине — на Одесская облась. В Хмельницкой области яйца прибавили в цене 4,3 гривни на одном десятке. Запорожская область «первенствовала» по вареной колбасе (она подорожала на 9,6 гривни), по свинине Одесская область (на 11 гривень). Куриная тушка в Кировоградской области стала «тяжелее» для покупателей на 3,6 гривни, а мягкий сыр — на 4,4 гривни во Львовской области.
Но не все у нас так плохо. Так, вышеизложенные подорожания частично компенсируются гречихой, подешевевшей сразу на 1,5 гривни и луком— на 90 копеек. Капуста, картофель и свекла опустились на 60 копеек на килограмме. Отныне гречиха стоит в среднем 22,8 гривень за килограмм, лук — 6 гривень, капуста — 5,4 гривни, картофель — 6,3 гривни, свекла — 5,4 гривни. Правда, киевлян такие низкие средние цены могут и удивить. Впрочем в регионах удивляются высоким средним зарплатам в столице.
«Снижение цен на овощи в сентябре говорит о том, что производители хотят избавиться от них как можно скорее», — считает Дорошенко. Падающая в первый месяц осени цена, по его мнению, говорит о том, что мы будем свидетелями быстрого ее роста зимой и весной.
А причина значительных ценовых колебаний между регионами, по его мнению, преимущественно объясняется невысоким уровнем конкуренции по некоторым продуктам в пределах территории. Иногда на это влияют производители, иногда — поставщики, а то и торговля, отмечает эксперт.
«На уровень конкуренции местная власть на уровне области или города может влиять через создание надлежащих конкурентных условий, в том числе и через создание оптовых продуктовых рынков, — говорит Дорошенко, — Еще одним влиятельным инструментом на ценовую ситуацию является организация ярмарок, которые издавна проводились в Украине».
Эксперт уверен, что даже после отмены регуляции цен на социальные продукты питания власть сохраняет рычаги влияния. По его словам, они не принудительные, а стимулирующие. «И власть должна ими пользоваться», — настаивает директор ассоциации поставщиков торговых сетей.