Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Бунт святош

На первый взгляд, стандартная процедура назначения на должность нового директора Одесского художественного музея превратилась в скандал
16 марта, 2018 - 12:48
ФОТО С «ФЕЙСБУК»-СТРАНИЦЫ SERGE OSSIPENKO

Как известно, на эту должность проводился конкурс. Который в декабре прошлого года с преимуществом в один голос выиграл известный художник одесского происхождения Александр РОЙТБУРД. Его конкурентами также выступили бывший директор музея Виталий АБРАМОВ и его заместитель Сергей СЕДЫХ.

Казалось бы, все очевидно. Есть результаты, объективность которых никто не оспаривал, есть победитель со своей конкретной программой. Тем не менее, ближе к дате окончательного утверждения начались малопонятные манипуляции. Сначала комиссия по культуре при Одесском облсовете выступила против назначения. Параллельно в СМИ и в интернете была развернута классическая кампания черного пиара о Ройтбурде лично. Приписывалось авторство чужих картин, привлекались никому не известные эксперты.

Закончилось все провальным голосованием в облраде — «за» выступило только 28 депутатов. Наиболее активно против назначения выступали деятели пресловутого «Оппоблока», в частности большой любитель «русского мира» Виталий САУТЕНКОВ. Подогнали также свою массовку под стены рады. Аргументы были на уровне советских времен: мол, кандидат рисует аморальные картины.

Перефразируя старое высказывание — скажи мне, кто твой враг.

Отказ трудно обосновать рационально. Я был в Одесском художественном в позапрошлом году, и назвать его состояние катастрофическим — это не сказать ничего.  С другой стороны, в биографии Ройтбурда есть противоречивые страницы, и лично я не являюсь его сторонником по многим причинам, но он с большой вероятностью смог бы вывести один из важнейших музеев страны из тупика.

Само голосование было формальным: по закону депутаты обязаны утвердить назначение победителя. Очевидно, верх взяли самый обычный провинциальный обскурантизм и типичное советское мракобесие: носителям такого мировоззрения лучшим вариантом изменений кажется отсутствие каких-либо перемен. Новые идеи — угроза, новые люди — угроза в квадрате. Современные украинские художники — нет, не слышали. Нынешнего руководства музея это тоже касается. Очень показательная история произошла не так давно, когда  фестиваль Odesa Photo Days предложил музею провести выставку архивов выдающейся фотохудожницы Параски Плитки-Горицвит. Фестиваль брал на себя и рекламу, и аудиторию, а вся прибыль отдавалась учреждению. Переговоры длились почти два месяца, но закончились ничем, поскольку  Плитка-Горицвит  — «это не наш материал». А какой «наш»? Союзные художники, которые всю жизнь рисовали Ленина-партию-комсомол, а теперь стали главными эстетами времен Независимости с тайной мечтой об Одесской народной республике?

Одесса когда-то по праву считалась нашей южной столицей, таким себе Парижем на море, Клондайком талантов. А теперь, волей кучки чиновничьих невежд, превращается в неаккуратную и некрасивую провинцию.

СПРАВКА «Дня»

Александр Анатолиевич Ройтбурд (род. в 1961 г., Одесса) — украинский художник. В 1983 закончил художественно-графический факультет Одесского педагогического института.  С 1993-го — соучредитель ассоциации «Новое искусство» (Одесса). С 1993 по 1999-й работал арт-директором, а с 1999 по 2001 г. — президентом этой ассоциации. 1997—1999 гг. — глава Правления Центра современного искусства Сороса (Одесса), 2001—2002 — региональный координатор фестиваля «Культурные герои» (Одесса), 2002 — директор Галереи Гельмана в Киеве. Участник более 100 выставок и художественных проектов.

Одесский художественный музей расположен в центре Одессы, в здании-дворце Потоцких, памятнике архитектуры начала XIX века.

Был открыт 6 ноября 1899 года стараниями Одесского общества утонченных искусств (основано в 1865 г.) Музейное собрание началось с картин, переданных для музея Петербуржской академией искусств. В настоящее время экспозиция Одесского художественного музея размещена в 26 залах.

В коллекции представлены произведения мировых и украинских художников, среди них — Валентин Серов, Михаил Врубель, Николай Рерих, Борис Кустодиев, Александр Бенуа, Константин Сомов, Василий Кандинский, а также Владимир Боровиковский, Амвросий Ждаха, Константин Трутовский, Николай Пимоненко, Сергей Васильковский, Александр Мурашко, Петр Левченко, Мария Примаченко, Михаил Дерегус, Адальберт Эрдели, Федор Манайло, Иосиф Бокшай, Андрей Коцка, Тарас Шевченко.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ