Здесь нет перчаток, бандажа, канатов и все происходит по другим правилам. Вместо ринга — улицы большого города. И нет рефери, который может остановить бой. Добиться чистой победы на этой площадке — архисложно, а перевес по очкам мало кого убедит.
Малые архитектурные формы не только безжалостно сносятся, но и неимоверно живучи, прорастая, как грибы после дождя.
ВАННА, ГРЯЗНАЯ ВОДА И РЕБЕНОК
«Не стоит выплескивать из ванны с грязной водой и самого ребенка». Именно это выражение, которое приписывают немецкому религиозному реформатору Мартину Лютеру, хорошо вписывается в то нешуточное противостояние городской власти и предпринимателей, когда дело касается незаконной уличной торговли.
Шум газетных заголовков и публикации интернет-изданий часто уводят нас от самого главного — сути спора. Одни считают убытки и потери от законного (незаконного) демонтажа. Другие — травмы, синяки и ушибы. Как говорил один малоизвестный поэт: «И жертвы есть во мне и разрушенья есть».
Не обходится тут без шантажа и политического давления. После длительного блокирования Киевсовета депутатами из «Свободы», мэр Киева Виталий Кличко вынужден был назначить проверку законности действий директора Департамента благоустройства Киевской горгосадминистрации (КГГА) Андрея Фищука. Проводится расследование инцидента на улице Половецкой, где 9 марта 2018 года был избит народный депутат Юрий Левченко, который препятствовал сносу незаконных гаражей.
ЕГО БОРЬБА
Баллотируясь на пост мера столицы, Виталий Кличко не скрывал, что одной из основных своих задач он видит борьбу с захламлением столицы, которая местами напоминает не современный мегаполис, а базар.
Надо отметить, что про свои предвыборные обещания мэр не забыл, как это обычно принято у нас, и последовательно стал теснить МАФы по всему городу, постепенно лишая их оперативного пространства.
С незаконными МАФами пытались бороться и до него. Тот же экс-глава КГГА Владимир Бондаренко хотел стандартизировать все киоски, но широкомасштабное наступление на незаконные торговые точки началось именно при каденции Кличко.
Первые раунды противостояния прошли в позиционной борьбе: выпущена комплексная схема размещения временных сооружений — документ, который регламентирует расположение, численность законных временных сооружений, разработана методика оплаты, запущен портал, где владельцы могут быстро оформить разрешения и оплатить аренду за место для передвижной торговли.
МИФЫ О МАФАХ
А никаких МАФов нет! Термин «малая архитектурная форма» устарел. С 2011 года используется более широкая форма — «временное сооружение». К временным сооружениям относят не только привычные киоски, но и передвижные объекты (автокофейни и прицепы).
Наступления на малый бизнес не существует. Идет атака на незаконные киоски, которые не платят в бюджет города ни копейки. Незаконные торговые точки, конечно, дают тысячи рабочих мест, но нелегальность данного бизнеса открывают путь к множествам коррупционных злоупотреблений — отсутствие трудового договора (по устной договоренности) приводит к нарушениям трудового и налогового законодательства. Слабое покрытие временных сооружений кассовыми аппаратами создает поток неучтенных наличных денег, что, в свою очередь, создает немалые коррупционные риски.
СЧЕТ СУДЕЙСКИХ ЗАПИСОК
Департамент благоустройства борется с нелегалами не только на улицах города, но и в залах судебных заседаний. Несколько дней назад, я пытался попасть в Киевский Апелляционный хозяйственный суд, где слушалось дело о сносе скандальных МАФов в районе станции метро «Политехнический Институт». Дело было отложено из-за болезни судьи. Конечно, желаю судье скорейшего выздоровления, но сама судейская система нуждается в глубоком лечении.
КЛИНЧ
Преодолеть засилье незаконных МАФов (ВС) необходимо, тем более поддержка жителей столицы, которые устали от антисанитарии, торговли «с земли», есть, но без комплексного решения этого вопроса, воз будет ехать медленно. Основная проблема, мешающая быстро вычистить город от незаконных ВС, очевидно, состоит в том, что у благоустройства слишком мало инспекторов и демонтажников, а незаконных МАФов все еще очень много.
Без совместных усилий городской власти, законодателей, правоохранительных органов и общественности ничего не получится. И тогда в бою с тенью, возможно, вообще не будет победителей. Ничья рука не будет вскинута вверх, а если все останутся «при своих», то проигравшими останутся жители Киева.
«МЫ БОРЕМСЯ ТОЛЬКО С НЕЛЕГАЛЬНО УСТАНОВЛЕННЫМИ ВРЕМЕННЫМИ СООРУЖЕНИЯМИ»
Андрей ФИЩУК, директор Департамента благоустройства Киевской городской госадминистрации (КГГА):
— Часто говорят о том, что мол, в Киеве ущемляют малый бизнес. Это не так. Мы боремся только с нелегально установленными ВС. Недавно состоялись электронные торги на право размещения точек передвижной торговли. Возле станции метро «Печерская» предприниматели заплатили за 3 лота в общей сложности почти 2 миллиона 700 тысяч гривен. Конкретно по лотам: точка, торгующая кофе и цветами — 760 355 грн в год, две точки быстрого питания — 920 030 гривен и 1 012 033 гривен в год. Раньше на этом месте стояла нелегальная передвижная торговля, не платившая в бюджет ни копейки. Мы демонтировали нелегалов и сейчас там только законные объекты передвижной торговли.
«БОРЬБА ВЛАСТИ С НЕЗАКОННОЙ ТОРГОВЛЕЙ ВЕДЕТСЯ НЕЭФФЕКТИВНО»
Светлана ШЕВЧЕНКО, предприниматель:
— Я работаю официально, плачу все налоги и сборы, а если сюда прибавить и электроэнергию, то получается кругленькая сумма.
А что платит тот, кто работает «с земли»? 100 гривен в день участковому инспектору полиции или чиновнику, которые их покрывают?
Мы смеемся над тем, когда выносная торговля не выходит именно в тот день, когда приходит проверка, поэтому считаю, что борьба с незаконной торговлей ведется неэффективно, а от этого страдают, прежде всего, добросовестные предприниматели.
Про качество продуктов «с земли» понятно всем — пыль, грязь, товарное соседство, температурный режим. Что происходит со скоропортящимися продуктами за день под солнцем? В конце концов, это здоровье наших граждан, на которое, похоже, многим наплевать, ради небольшой мзды.
Что должно произойти, чтобы власти занялись этим вопросом серьезно? Массовое отравление? Человеческие жертвы?