Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Фома Брут, или Полеты во сне и наяву

Раду Поклитару представил в Киеве свою новую постановку «Вий» в формате 3D

По-видимому, все мастера, которые стремятся воспроизвести на сцене или экране национальную тему или отечественные сюжеты, уверены, что без нечистой силы здесь не обойтись. Русалки, черти, вурдалаки — их всегда было много в нашем фольклоре, а также в художественных произведениях. Но не всегда случается, что в центре этой чертовщины находится судьба человека и его взаимодействие со Вселенной, а не такая себе «Вальпургиева ночь» с украинской расцветкой. Творчество Гоголя тоже пропиталось этими мотивами, но разве великий писатель воспроизводил в «Майской ночи» или «Вие» экзотику «нечистой силы»? Конечно, нет. Поэтому, как по мне, сегодня наиболее востребованным в зрелищной интерпретации стал гоголевский «Вий», как пример размышлений об истинной вере во времена безумного нападения чертовщины на наши духовные ценности, о бедах прошлых лет, что их хранит  историческая память украинцев и каяться за которые придется современникам.

Конечно, сценически-экранные варианты «Вия» начали рождаться не сегодня. Всем  памятна экранизация гоголевской повести 1964 года, которая, по моему мнению, получилась лучше «экспортной» версии 2014 года, рассчитанной на зрителей, что с Гоголем-писателем и его героями ни разу не встречались. Сегодня на украинской репертуарной афише можно увидеть  несколько сценических «Виев» — от мюзикла Е. Лапейко в постановке Георгия Ковтуна до докудрамы Натальи Ворожбит, созданной по мотивам Гоголя и поставленной режиссером  Андреем Бакировым.

Вот и балет «Вий» на музыку Александра Родина на днях впервые показал со своим «Киев модерн-балетом» Раду Поклитару. Очевидно, истоки этого спектакля — в той оперно-балетной традиции, начало которой положил выдающийся композитор Виталий Губаренко и авторы первой одесской постановки «Вия» 1971 года. Симфоническая партитура Родина (музыку которого Поклитару уже с успехом использовал) в талантливой интерпретации дирижера Национального симфонического оркестра Украины Владимира Сиренко заиграла всеми красками современной оркестровки и поразила искренними мелодичными откровениями. В то же время она дала возможность хореографу выйти на любимую стезю современной интерпретации, — туда, где мотивация поступков классических персонажей (как это было уже в балетах Чайковского и «Жизели» Адана) становится приближенной к нашей действительности. Вплотную к тому, что Фома Брут (хотя и бурсак, но не уединенный монах) становится современником хлопцев и девчат, которые «отрываются» на современной молодежной вечеринке. Поэтому весьма возможно, что Фома Брут имеет свою девушку (Екатерина Глоба). Поклитару ее выдумал вне сюжета Николая Гоголя  и с юмором назвал именем пресс-секретаря своего театра — Василисой...

Однако в снах-полетах, где Брут (Владислав Детюченко) с Панночкой (Елена Салтыкова) «парят» во многомерном пространстве сцены на фоне 3D композиций, бедняге Фоме приходится подчиняться бесовскому нраву и эротичному натиску Панночки — ведьмы, что выдвигает на первый исполнительский план Елена Салтыкова. А сами парения Панночки осуществляются с помощью артистов «Киев модерн-балета», причем изобретательные поддержки выполняются совокупными усилиями, будто полеты сопровождает и замыкает шлейф из напряженных и искаженных тел в  масках нечистой силы (художник костюмов Дмитрий Курята, видеоконтент Ольги Никитиной).

Цель Панночки не грешное тело парня  Фомы, а конечно же, его Душа, и потому Раду Поклитару разделяет эти ипостаси между двумя персонажами (Владислав Детюченко и Илья Мирошниченко). Двойственность становится определяющим приемом. Два охранника будто подкрепляют нерушимость решений Сотника, которого в этом спектакле  больше играет, чем танцует, Артем Шошин. Друзья Фомы, которых играют Андрей Чаплик и Дмитрий Кондратюк, удачно дополняют бурсацкие выходки  друг друга. Что же касается самого Фомы, две фигуры (одна в черном, другая в белом) воспринимаются как  единое целое до тех пор, как Панночка впивается жадным хищным поцелуем в душу Фомы Брута.  Однако это еще не конец истории. Через несколько сценических мгновений Душа Фомы начинает свое последнее движение не в ад, а вверх по небольшим подвесным ступенькам. Этот  свой любимый прием Раду Поклитару показывает не впервые, но он хорошо вписывается в общую  концепцию постановки произведения Николая Гоголя, хотя в чем-то и спорит с ней. «Хороший был человек Фома, — отзываются друзья после его смерти. А пропал  ни за что». И в этом они неправы, потому что Фома Брут, по-видимому, покаялся за чужие грехи, а не просто плюнул ведьме в глаза. Вот и смотрит теперь на нас с небес...

Следующий показ балета «Вий» состоится 9 июля в Одессе, а в октябре гастрольное турне «Киев модерн-балета» с этой постановкой Р. Поклитару продолжится в Виннице, Хмельницком, Харькове, Днепре.

Александр ЧЕПАЛОВ, заслуженный деятель искусств Украины. Фото Руслана КАНЮКИ, «День»

«День» у Facebook, , Google+

Новини партнерів