Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Друзья, враги или соседи?

Украинско-венгерские взаимоотношения (исторический аспект)
19 декабря, 2019 - 17:16
ИСТОРИЧЕСКИЙ ГЕРБ ВЕНГРИИ. ОТНОШЕНИЯ ЭТОЙ СТРАНЫ С УКРАИНОЙ ВСЕГДА БЫЛИ НЕПРОСТЫМИ, ВКЛЮЧАЛИ В СЕБЯ ЭЛЕМЕНТЫ И ПАРТНЕРСТВА, И ВРАЖДЫ, И СОТРУДНИЧЕСТВА

Современные межгосударственные отношения Украины и Венгрии — действительно непростые. Корень многих проблем  здесь  кроется в истории наших народов. Поэтому «День» обратился к специалисту в этой области, доктору исторических наук, профессору Леонтию Войтовичу, который является автором монографии «Галич у політичному житті Європи XI—XIV століть», с просьбой дать интервью и осветить малоизвестные аспекты этой актуальной темы.

З. П.: — Леонтий Викторович, по-видимому, не все наши читатели знают, как в центре Европы возникло венгерское государство, ведь его представители происходят из угро-финских племен, что жили на территории Азии. Пожалуйста, раскройте для таких читателей эту «тайную» страницу истории.

Л. В.: — При определенной дискусийности отдельных моментов, «тайны» не существует. Прародина мадьяров-угрей расположена на Алтае, откуда они в эпоху «путешествия народов» (III—VI вв.) переместились в междуречье Урала и Волги, где в те времена были одни из самых благоприятных условий для кочевого хозяйства. Где-то в этот период какая-то их часть мимо Уральского хребта мигрировала на север, где потом сформировались народности ханты и манси. В средине VIII в. основной массив угрей занял территорию между Доном и Днепром, которую они называли Лебедией, став вассалами Хазарского каганата. Но определенная часть угрей осталась на Волге, сегодня их именуют мещерскими татарами.

В 799—809 гг. каганом — главой каганата — был принят иудаизм. Однако за пределами каганата осталась значительная часть его элиты и кочевого населения, которые не приняли решения кагана. В 810—820 гг. в каганате восстали отдельные племена. В это время угры освободились от хазарской зависимости, сохранив при этом с ними союзнические отношения.

Натиск печенегов (наверное, не без помощи кагана), заставил угрей где-то между 822—836 гг. мигрировать в Ателькуз — междуречье Днепра и Дуная. И именно здесь в Х в. сформировалось большое Венгерское королевство, которое в конце ХІ в. в результате династической унии присоединило Хорватское королевство и развернуло мощную экспансию на Балканах и приморской Далмации, занимая, кроме территории нынешней Венгрии, практически всю Румынию, часть болгарских и сербских земель, Словакию и Закарпатье.

В своем королевстве угры были национальным меньшинством. Кроме славян (хорватов, словенцев, словаков, русинов-украинцев, сербов и болгар), там жили еще валахи-румыны, печенеги, половцы, а в пограничных городах почти по всему периметру государства — немецкие колонисты-сасы. Такая ситуация сохранялась до первой половины XVI в., когда Венгерское королевство было расчленено турками, а его западная часть отошла к Габсбургам, которые к своим титулам присоединили также титулы венгерских королей.

З.П.: — Как складывались отношения Руси с венгерским государством? Ведь известно, что во времена Средневековья западная часть Руси даже входила в состав венгерского королевства. Да и в самом титуле венгерских королей среди прочего указывалось, что они являются королями Галичины и Владимирии.

Л.В.: — Конечно, отношения на разных этапах существования Руси изменялись, но преимущественно были союзническими, на что указывают, прежде всего, династические браки, которых было очень много, особенно с галичскими князьями. Именно эти браки и дали основания венгерским королям претендовать на Галицкое наследие.

В это время происходило сближение православной и католической церквей, осуществлялись соответствующие переговоры между византийским императором и патриархом, с одной стороны, и папским престолом — с другой. Позже к этим переговорам присоединился и Данило Романович.

Кстати, Папа Иннокентий ІV соглашался на сохранение восточного обряда. Однако его преемник — Александр IV — оказался недальновидным политиком, поскольку не организовал помощи королю Данилу, а требовал от него сменить обряд, чем похоронил зачатки унии.

З.П.: — Какой была судьба Закарпатья во времена Средневековья? Кому оно принадлежало?

Л.В.:— В конце Х в. хорватские княжества Прикарпатья были присоединены к Киеву, а хорватские княжества Закарпатья (Боржавское, Верхнетисянское и Земплинское) вошли в состав венгерского государства. В городах, которые возникали на этой территории, которая стала доменом венгерских королей, поселяли немецких колонистов. Так, нынешний город Берегово (тогда — Ломпертсас, потом Берегсас) до конца XV века был заселен преимущественно этими колонистами.

В период конфронтации с королем Ласло IV Куном (где-то около 1278-1279 г.) Лев Данилович присоединил часть Закарпатья (комитаты Берег и часть Земплина) к Королевству Руси, что, похоже, было признано королем Андреем ІІІ, которому в 1291 г. Лев Данилович помог отстоять венгерский престол в борьбе с Габсбургами.

После угасания династии Габсбургов в ходе гражданской войны закарпатская знать во главе с Петром Петуней выступила против короля Карла Роберта и до 1320 г. приглашала галичских князей — правнуков Белы IV— побороться за венгерское наследство. Потом эти земли опять вернулись в состав Венгрии. Некоторые из этих территорий (их называли «крайнами») имели определенную автономию.

Позже, в XVII в., через Закарпатье неоднократно проходили казаки. Такие проходы происходили, например, в помощь графам Другетам (в княжество Трансильвания) или в соответствии с союзом, заключенным Дьердем (Юрием) ІІ с Богданом Хмельницким, что подтверждает проявление сотрудничества и дружбы.

Интересно также, что в войске князя Ференца ІІ Ракоци, который в 1704-1711 гг. боролся за возобновление независимости Венгрии, был значительный процент закарпатских украинцев.

С учетом сказанного, всю историю Закарпатья нужно тщательным образом исследовать, спокойно и толерантно рассматривая как периоды союза и мирного сожительства обоих народов, так и периоды конфронтации. К сожалению, этого, как и надлежащего внимания и обеспечения таких исследований, и до сих пор нет.

З.П.: — Какими были отношения между населением галичских и венгерских земель в составе сначала Австрийской, а дальше — Австро-Венгерской империи?

Л.В.: — Венграм, которые более длительное время среди славянских народов были в меньшинстве, приходилось прибегать к ассимиляции славянских территорий, используя приближенность венгерских магнатов к Габсбургам и их военные заслуги в образовании австрийского государства.

Мелкой украинской шляхте (ее представителей называли немешами) было трудно противостоять такому натиску. Чтобы сделать карьеру, им приходилось самим поддерживать венгерскую ассимиляцию. Так, например, возникло течение мадьяронов, которые в конце ХІХ в. утверждали, что гуцулы — это древние венгры, что были ассимилированы пришельцами-галичанами. Результатом такой конфронтации стало то, что хорваты и словаки не поддержали венгерскую революцию  1848 г., а закарпатские украинцы  российскую армию, которая подавила эту революцию, приветствовали как освободителей.

З.П.: — Известна судьба Закарпатья во времена Второй мировой войны (имею в виду Карпатскую Украину, провозглашенную в 1939 г., и захват ее войсками Королевства Венгрии). Как Закарпатье пережило эту войну и как опять стало принадлежать украинскому государству?

Л.В.: — Во время Второй мировой войны власть в Закарпатье осуществляла Венгрия. Реализовал эту власть, обеспечивая политику возрождения Большой Венгрии, регент королевства  адмирал Миклош Горти.

Одна часть закарпатцев, в основном этнические венгры, была мобилизована в венгерскую армию. Вторая часть воевала в составе чехословацкого корпуса генерала Людвига Свободы. Было также незначительное партизанское подполье, организованное коммунистами во главе с Олексой Борканюком.

В 1944 г. закарпатские украинцы приветствовали советскую армию, которая освободила их от венгерского господства.

В 1945 г. Чехословакия согласилась на проведение референдума, по решению какого Закарпатье вошло в состав УССР, а после возобновления украинского государства в 1991 г. осталось в составе Украины.

З.П.: — Леонтий Викторович, в наше время правительство Виктора Орбана — премьер-министра Венгрии — проводит, как известно, пророссийскую политику, выражая поддержку ее внешнеполитическим действиям. Хорошо известны и факты выдачи венгерских паспортов гражданам Украины, которые проживают в Закарпатье. Известны и языковые требования Венгрии относительно изучения украинского языка в школах Закарпатья. Что это: признание еще древних, тысячелетних, генетических связей с населением России, или уже современная проимперская политика, основа которой заложена во времена Второй мировой войны?

Л.В.: — Никаких тысячелетних связей между венграми и россиянами никогда не существовало. Господствующей идеологией Российской империи было славянофильство: «освобождение» всех славян и их объединение под скипетром Романовых. Зато господствующей венгерской идеологией было декларирование происхождения венгров от гуннов и Аттилы, потомки которого во главе с Арпадом вроде бы нашли в Европе прародину. Более того, венгерская литература второй половины ХІХ — первой половины ХХ в. представляла россиян как жестоких врагов и душителей венгерской свободы. Соответственно, в 1914 г., когда венгерские части австрийского войска (гонведы) вступили в Галичину против российской армии, там начались расправы с местным украинским населением, поскольку в то время галичане называли себя русинами, а рядовые солдаты воспринимали их за россиян. И только вмешательство старших офицеров останавливало отдельные ужасные инциденты.

Эта тенденция сохранилась и во время Второй мировой войны, когда на российских землях венгерские войска воспринимали значительно хуже, чем немецкие. Как ответ на это, в 1945 г. Будапешт и отдельные венгерские города со стороны советской армии подверглись ужасным разрушениям и погромам.

Не улучшилось, а существенно ухудшилось отношение венгров к россиянам после событий в 1956 г., когда в результате введения в Венгрию советских войск погибло около трех тысяч лиц, а четверть миллиона эмигрировало.

Закарпатских украинцев к получению венгерских паспортов и, соответственно, пенсий толкает не столько политика Орбана, сколько неправильная экономическая политика и коррумпированность украинских правительственных чиновников.

Хотя Россия не жалеет средств и ресурсов для подкупа европейских политиков, и не только в Венгрии, я считаю, что будет ошибкой спешить относить Венгрию к когорте врагов Украины. Дайте закарпатцам возможность быстрого роста благосостояния, развития их сельского хозяйства и реализации выращенной продукции, освободите их от коррумпированных чиновников, заинтересуйте их перспективами и возможностями в Украине, и Орбан не сможет реализовать свою политику.

Интервью подготовил Зиновий ПАРТЫКО, Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ