Народная поэтесса и художница, автор философско-духовных и народных произведений оставила после себя богатейшее и разнообразное наследие, которое до сих пор должным образом не исследовано, не изучено, а досаднее всего, что и не осознано нами.
Родилась она в селе Быстрец в семье известного косивского кузнеца Штефана Плитки и мастеровитой ткачихи и вышивальщицы Анны. Впоследствии семья перебралась в Крыворивню. Хоть Параска закончила всего четыре класса, но благодаря отцу знала несколько языков, а когда началась Вторая мировая война, работала переводчиком в сельской канцелярии. Однажды она осуществила неудачную попытку самостоятельно добраться до Германии и поступить в университет. Вернувшись в Крыворивню, Параска приобщается к национально-освободительному движению, становится связной УПА под псевдонимом Ласточка. За это советская власть-«освободительница» в июне 1945-го арестовала 17-летнюю девушку и упрятала на десять лет в сибирские лагеря. В эшелоне, который вез узников на каторгу, Параска обморозила ноги, пять лет передвигалась на костылях. Выжив с Божьей помощью, она дала обет всю жизнь делами, словами и помыслами славить Спасителя и Мир Божий.
Сейчас старожилы Крыворивни рассказывают, что жила их соседка Параска в одиночестве в бывшей отцовской кузнице, к которой он пристроил еще одну комнатку. Уже немногие помнят, как, вернувшись из Сибири, она работала художником в местном лесхозе. На праздники или на толоке была запевалой, играла на многих музыкальных инструментах, а еще и хор организовала, который учила исполнять народные песни, записанные ею от местных бабушек. А затем из-за драмы в личной жизни Параска уединилась и стала вести аскетический образ жизни. Говорила, что «спряталась» в творчестве среди неизменной красоты гор и Черного Черемоша.
Поэтому и запомнилось всем, как едва ли не круглосуточно колдовала она над своими записями, обрамляла неповторимыми узорами и рисунками самодельные книги и книжицы, о которых всегда говорила «мои детки». Сама изготовляла краски и с их помощью превращала где угодно найденные куски старой ткани в иконы, пейзажи и жанровые картины. Немало из этого раздаривала музеям, школам, приходам и просто хорошим людям. Последние годы прожила в страшной бедности, немощи, почти потеряв зрение. Ушла в вечность 16 апреля 1998 года, похоронена в Крыворивне.
Она была так очарована своим родным краем, что и произведения свои подписывала поэтическим псевдонимом Горицвит. По словам директора Музея Ивана Франко в Крыворивне Анны Луцюк, рукописных томов объемом по 500 страниц каждый Параска Штефанивна написала около 50, а маленьких книжиц — около тысячи. Немало своего самиздата она раздарила, а значительная его часть сохраняется в общественном мемориальном музее, размещенном в ее бывшем жилище-мастерской. При жизни писательница так и не дождалась ни одной печатной книги. Лишь через много лет после ее смерти две из них увидели мир — «Мила книжечка» и сборник народных повествований «Старовіцкі повісторькє».
Среди неопубликованных особое внимание привлекают похожие на старинные манускрипты духовно-философские произведения: «Молитви во славу святого Хрещення Руси-України», «Молитва — дар Божий», «Помолімося за мир благости», «Небесному престолу від Підніжжя землі», «Вінець Боголюбія». В них собраны и авторские неканонические молитвы, и жития святых, и духовные размышления. Именно под впечатлением от этих глубоких раздумий гуцульской монахини в миру исследователи ее творчества стали называть ее «карпатским Гомером», «Сковородой в юбке», «философом мирового масштаба».
Есть у нее не меньший по объему и значимости и другой цикл произведений — народный: «Співанке Гуцулсков говірков», «З народних повісток». В этих и других похожих книгах Параска Плитка-Горицвит проявила себя как опытный этнограф, прекрасный знаток словаря гуцульского говора, на основе фольклора слагала она и собственные песни и сказки. Ожидают издателей многочисленные верлибры, лирические поэзии, фантастико-приключенческий роман «Індійські заграви», дневники.
Не менее весомо и художественное наследие народной мастерицы, которую искусствоведы, не покривив душой, называют названой сестрой Марии Приймаченко и Катерины Билокур. На картинах Параски Плитки-Горицвит видим пейзажи Карпат. Она создала большую галерею портретов, посвятив их Тарасу Шевченко, Ивану Франко, Лесе Украинке, Марку Черемшине, Василю Стефанику. Серию рисунков «Шевченко в Карпатах» художница подарила Каневскому музею на Чернечей горе. Лики святых на иконах Параски Штефановны хоть и канонические, но перенесены на украинскую почву. Все они обрамлены гроздьями винограда, цветами и национальными орнаментами. Лучшие из тех, которые искусствоведам удалось разыскать, уже изданы альбомом. Цикл жанровых рисунков о жизни и быте своих земляков — овчаров, плотогонов, замечательных резчиков по дереву, вышивальщиц, дополненных еще и поэтическими строфами, мастерица переплела в книгу-альбом «Судьба гуцулки». Это произведение тоже достойно того, чтобы издать его теперь отдельным альбомом.
В разговоре о доме-музее Параски Плитки-Горицвит с Анной Луцюк привелось услышать, что местная община о нем заботится, в прошлом году была перекрыта крыша. Однако это заведение до сих пор действует как общественное, а целесообразно было бы присвоить ему статус филиала государственного музея Ивана Франко, действующего в Крыворивне. Нужно, по-видимому, выделить одну или две ставки научных работников, которые бы занялись научной обработкой архива писательницы, подготовкой ее рукописных книг к печати. Пока не нашлись спонсоры и меценаты, которые заявили бы о своем желании поделиться средствами с домом-музеем, оказать помощь в издании книг, организации выставок работ. Настоящее открытие гения Параски Плитки-Горицвит еще впереди.
Напоследок отмечу, что я уже давно облюбовал и для себя псевдоним Горицвит. Теперь, чем больше я знакомлюсь с творчеством моей однопсевдонимки, прославленной мастерицы, тем большую ответственность чувствую за собственное слово. Под каждым подписываюсь.