Ветеран российско-украинской войны ирпенец Владимир Коротя представил в ирпенской городской библиотеке свою книгу «Пригоди Фантома». Книгу за собственные средства издало в 2019 году ООО «Издательство «Перун».
«Пригоди Фантома» — это короткие воспоминания-картинки, воспоминания-размышления. Для тех, кто не был на войне, в книге много непонятного. Книга далась автору непросто. Одиннадцать раз бросал ее писать и все же возвращался.
Владимир Коротя адресовал свои тексты прежде всего ветеранам. Писал с четкой целью — «помочь адаптироваться участникам российско-украинской войны, предотвратить суициды», надеясь, что они найдут в его текстах нужную им мотивацию. А до гражданского человека донести переживания «фантомов» — бойцов, вернувшихся с войны. Потому что «все, что давало радость раньше, просто исчезает. Есть лишь побратимы, которые в той или иной степени находятся рядом, и семья».
И все же могут появиться моменты, когда обычные вещи вызывают счастье: «Каждый раз, когда я открываю кран с горячей водой, смотрю на застекленное окно, прикасаюсь к теплой батарее, просто вижу свет лампочки, то чувствую, что счастлив. Проводя время со своей семьей, чувствую, что безумно счастлив. Почему я это чувствую? Потому что знаю, как наложить жгут на оторванную конечность; как люди не находят силы для борьбы и выбирают суицид; как согреться от растопленного снега; как мотивувать дядю, который вдвое старше тебя; как утолить голод мороженым горохом; как кусок железа может оборвать жизнь; как спать при постоянном свете и шуме; как пролить искренние слезы при появлении флага над гранитной плитой...»
А «когда мне сложно, то я так же, как и в 2014-м, наберу номер и скажу, что что-то идет не так — и друзья будут рядом. Так же сделаю и сам, когда буду нужен друзьям».
Владимира Коротю призвали на войну 3 марта 2014 года, демобилизовали 1 мая 2016 года. До того была срочная служба, институт, работа инженером в пищевой промышленности. Активно участвовал в группе поисковиков, которые отыскивали останки бойцов, погибших во Второй мировой войне. А еще был футбольным фанатом, ультрас киевского «Динамо». В окопах встречал таких же ультрас еще из десятка украинских клубов.
Срочную службу отслужил как специалист по связи. После призыва на войну прошел в Полтаве курсы по современным средствам связи. Когда в батальоне нужно было наладить спутниковую связь — наладил вместе с побратимами. Еще был во взводе санинструктором, пройдя перед тем медицинские курсы.
А вообще, воевал как стрелок-разведчик. Собравшиеся попросили детальнее рассказать. Разведчики обычно уходят от ответов на такие вопросы. И все же кое-что услышали.
В группе ключевую функцию занимает пулеметчик. Его же прикрывают 2—3 снайпера. Если группу засекли, то пулеметчик прикрывает отход бойцов. А для этого нужные патроны. Много патронов. В ящике, который весит 27 кг, есть две «коробки» по 1240 патронов каждая. Два таких ящика — это минута боя. Поэтому берут с собой около 20 ящиков. Почти у каждого есть гранатомет РПГ 7-В. Соответственно, нужны и гранаты к нему.
Бойцы, выходя на задание, несут на себе более 50 кг снаряжения. Владимир нес за спиной еще и комплекты радиосвязи и несколько аптечек.
Вот картинка, когда группа, по его словам, «бомжей» возвращается с задания: «Немножко сложные были дни. У восьми членов группы воспаления легких или близкиое к этому состояние, защемление спинных, грудных, крестцовых нервов от постоянного таскания снаряжения и БК, ушибов рук, ног, головы. Мы полностью истощены, но живы. Что-то наподобие того, что обыватели называют «почти уничтоженные, но не побежденные».
Или такое описание военных будней: «Зима — это когда невозможно согреться ничем. Тепла просто не существует. Ты спишь в двух шапках и просыпаешься от головной боли. Спать нужно в одежде, потому организм не отдыхает. Несколько раз автомат примерзал к ногам, но это хорошо: значит, организм еще реагирует на раздражители. Холодное все вокруг — стены, нары, вещи, воздух и само существование...».
В книге есть около трех десятков рассказов о побратимах. Некоторые из Донбасса, Крыма. Они рассказывают о своем противодействии сепаратистам, когда начинался захват Украины, об участии в войне. Читая некоторые из этих рассказов, чувствуешь весь ее ужас. Гражданским людям нужно читать эти тексты. Сложно представить, что можно после прочитанного посмотреть на ветерана пренебрежительно.
Владимир обращается к гражданской молодежи, которая вечно недовольна: «Давай с тобой обменяемся судьбой. Ты будешь фантомом, а я буду всех обвинять. Поеду в Польшу. Везде буду искать предательство. Так сложно видеть изменения, хотя мы их создаем сами».
Владимир с благодарностью пишет о своей жене Оксане, с которой прожил до призыва лишь два года: «Первый год был самым сложным. Но я с уверенностью скажу, что моя жена справляется стойко и мужественно. Безоговорочно помогает моим побратимам едой, предложениями, предлагает приют. Никогда не задает бессмысленные вопросы, следит за бытом. Я же ежедневно, просыпаясь и засыпая, благодарю ее за настоящую жизнь, которая она мне дарит. Жена понимает мою боль и смогла разделить ее со мной».
Супруги воспитывают семилетнего сына.
В планах Владимира учить школьную молодежь правилам самовыживания. А еще воспитывать у них патриотизм, умение победить себя, выработать стержень, уважение к старшим.
Владимира Коротю спросили, пойдут ли ветераны на фронт, когда опять заиграет горн. Он сказал, что имеем у своих границ Россию, поэтому теперь наша жизнь — борьба. И что 90 процентов добровольцев, которых он знает, в случае необходимости опять встанут в защиту Родины. «До 2014 года мы жилы в землянках. Сейчас мы построили дом и назвали его «Государственность». И мы будем держать этот дом на своих плечах».
Поэтому «Все будет Украина!»